Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Плаха

Чингиз Айтматов

  • Аватар пользователя
    Аноним28 июня 2025 г.

    “А ведь еще перед каждым человеком стоит неизбывная задача - быть человеком, сегодня, завтра, всегда”

    Приступая к чтению “Плахи”, я не ожидала, что этот роман разобьет мне сердце и станет таким тяжелым и сложным произведением, порождающим в твоей душе смуту, сомнения, боль, тоску, одиночество, сожаления, горечь, злость и отчаяние. Так что если вы сейчас находитесь в депрессивном состоянии, отложите эту книгу до лучших времен и поберегите свое ментальное здоровье.

    Свое повествование Чингиз Айтматов начинает с описания волчьей жизни, и мы знакомимся с волчицей Акбарой и ее спутником жизни - Ташчайнаром. Автор максимально очеловечивает зверей, раскрывая их инстинкты, повадки, привычки и наделяя их понятными нам чувствами и мыслями.

    Акбара и Ташчайнар становятся настоящими жертвами всех худших человеческих пороков - алчности, жадности, ненасытности, равнодушия и злобы. Они вынуждены кочевать с места на место, оставляя свое обжитое логово, вынуждены спасаться от преследования, огня, ловушек, теряют свое потомство раз за разом… Люди постепенно забирают у них всё больше и больше, пока полностью не разрушают их жизнь.


    А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживётся с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь ещё перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история.

    Кроме того, история Акбары и Ташнайчара является связующим звеном между двумя основными сюжетными линиями, которые развиваются совершенно независимо друг от друга - и в этом заключается одна из главных особенностей романа, которая очень редко встречается в литературе.

    Главный герой первой части повествования - Авдий Каллистратов, бывший семинарист, отлученный от церкви за свои “богохульские” взгляды на вопросы веры и религии.


    – Не пристало так судить о Боге, пусть и по молодости. Нам не дано познать предвечного Творца. Он существует вне нас. Даже материализм признаёт, что мир существует вне нашего сознания. А Бог и подавно.
    – Простите, владыка, но лучше называть вещи своими именами. Вне нашего сознания Бога нет.

    Авдий искренне верит в необходимость создания “нового Бога”, подразумевая под этим новые религиозные догматы и принципы, которые будут отвечать текущим потребностям современного мира. И мне очень нравится его идея - человек и весь мир в целом не стоят на месте, а находятся в бесконечном процессе эволюции и совершенствования, и религия не должна оставаться неизменной, если мы хотим, чтобы она выполняла свою главную роль - быть духовным ориентиром и поддержкой для человека.

    Но, естественно, идеи Авдия не находят поддержки среди руководства семинарии и главных духовных лиц - и его отлучают от церкви. Но даже в финальном споре с отцом Координатором главный герой не отрекается от своей веры и своего видения религии, и его слова выглядят гораздо убедительнее и сильнее, нежели речь его оппонента:


    — Ты будешь отлучен от церкви – дома Божьего!
    — Моя церковь всегда будет со мной. Моя церковь – это я сам.

    В Авдии Каллистратове есть одная центральная черта его личности, которая и приводит его к трагическому финалу, - это его упрямая категоричность, не позволяющая ему хоть на секунду покривить душой или притвориться. Он всегда рубит правду-матку в лицо всем окружающим, несмотря на подстерегающие его опасности. Он не способен на компромисс, на хладнокровное обдумывание деталей своего плана, его всегда ведет за собой сердце, а не разум. И это настоящая трагедия.

    В попытках совершить что-то значимое для окружающего мира, горя искренней верой в человечество и в идею духовного совершенствования, он решает бороться против одного из самых страшных врагов человека - наркотической зависимости.


    … смысл существования человека в самосовершенствовании духа своего, — выше этого нет цели в мире. В этом красота разумного бытия — изо дня в день все выше восходить по нескончаемым ступеням к сияющему совершенству духа. Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день.

    И Авдий отправляется вместе с гонцами - сборщиками анаши, чтобы собрать важный материал для своей статьи в газете и тем самым осветить эту насущную проблему и выработать пути ее решения.

    Долго ли Авдий сумел продержаться под прикрытием и смог ли удержаться от своих проповеднических речей? Нет, его возмущенная душа не выдержала созерцания такой ужасающей картины человеческой деградации, и он начал “спасать души” гонцов на обратном пути с полными анаши рюкзаками. За что и поплатился сполна, и едва не лишился жизни.

    Эта часть его истории перемежается с отрывком, посвященным разговору прокуратора Иудеи Понтия Пилата с приговоренным к смертной казни Иисусом. И аналогия здесь довольно очевидна: спасти человеческие души, пожертвовав собой, терпя боль и страдания, во имя своей любви к ближнему.

    Но разве в силах оценить его благородный душевный порыв окружающие, для которых


    За неимением иного счастья кайф - его горький заменитель.

    Но нельзя спасти тех, кто не хочет быть спасенным, тех, для кого мимолетные радости и удовольствия являются единственной целью жизни. Нельзя спасти тех, в ком уже умерло все человеческое, и ему не суждено возродиться вновь…


    Как трудно рождалось в человеке человеческое...

    За этим эпизодом следует еще более жестокий и убивающий всякую надежду эпизод с массовой кровавой облавой в Моюнкумской саванне, которая становится апогеем торжества людской злобы, ненасытности и жестокости. Чингиз Айтматов показал все людские пороки максимально подробно и реалистично, так, чтобы читатель содрогался в душе и сердце его обливалось кровью.

    Зачем же читать такие откровенно ужасающие вещи, от которых кровь стынет в жилах? Но именно так рождаются милосердие и сострадание - ведь сочувствуя главным героям и переживая за их судьбу, мы учимся быть человечнее и добрее. Путь к добру никогда не бывает простым и легким.

    Вторая часть повествования открывается со знакомства с новыми героями - Бостон Уркунчиев и Базарбай Нойгутов, и их противостояние тоже символизирует вечную борьбу между добром и злом.

    Бостон - передовик производства, сильный, волевой, рассудительный и добрый человек, который всегда готов прийти на помощь окружающим. Он живет и трудится честно, болея душой за общее дело, и еще успевая быть любящим мужем и отцом.

    Базарбай - полная противоположность Бостона. Пьяница, безответственный и неисполнительный работник, которого в первую очередь интересует удовлетворение своих низменных потребностей. Он не стесняется поднимать руку на свою жену и распространять клеветническую гнусную ложь о своем “враге” - который виноват лишь в том, что пробудил жестокую зависть и ненависть за свой успех и процветание.

    В это противостояние невольно оказывается втянута волчица Акбара, в очередной раз потерявшая свое потомство. Только посмотрите, как пронзительно и душераздирающе Айтматов пишет о страданиях матери, лишенной своих детенышей:


    … и она рычала, кусала себя, грызла землю, а потом заскулила протяжно, задрав морду, заплакала в голос, как будто ее смертельно обидели, и из ее необыкновенных синих глаз покатились градом мутные слезы.
    И некому было утешить ее в горе, некому было ответить плачем на ее плач. Холодны были великие горы…

    Кстати говоря, тема одиночества будет так или иначе проходить через всю канву повествования, являясь одной из центральных тем романа. И особенно страшно, что даже находясь среди людей, ты вовсе не обязательно будешь избавлен от его холодного, унылого и тяжелого плена.


    И среди тысячной толпы – ты одинок,
    и находясь с собой наедине – ты одинок.

    Финал истории тяжелый, не оставляющий ни малейшей надежды на что-то доброе и хорошее. После прочтения ты еще очень долго не можешь прийти в себя, как будто тебя придавил к земле этот неподъемный груз в виде страданий, горя, тоски, отчаяния, жестокости, злобы, лжи, коварства. И кажется, будто бы нет спасения, будто зло всегда будет торжествовать над добром.

    Однако Чингиз Айтматов дает своим читателям крохотную толику надежды, которую можно найти, если внимательно всмотреться в текст. Но это будет очень длинный и тяжелый путь, который сможет одолеть далеко не каждый человек:


    Никому, кроме человека, не дано раскаиваться. Раскаяние - это вечная и неизбывная забота человеческого духа о самом себе.
    81
    907