Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Hell Bent

Ли Бардуго

  • Аватар пользователя
    Count_in_Law27 июня 2025 г.
    Практичная, безжалостная девчонка, которая движется вперед и продолжает сражаться, несмотря на испытания, ниспосланные Господом, дьяволом или Йельским университетом. Кто она? Рыцарь? Королева? Демон? И так ли уж важен ответ на этот вопрос?

    Главная проблема (а может, удача?) этой книги заключается вовсе не в тексте, а в большом промежутке времени между выходами у нас первой и второй части.
    "Девятый дом" был опубликован 5 лет назад, еще в 2020-м, и за это время мир и многие читатели вместе с ним изменились настолько, что трудно нащупать в себе прежние эмоции, которые помогли бы заново влиться в эту историю. Да и сама идея грязной и опасной магии, отстроенная на важных темах замкнутости и предрассудков, манипуляций и злоупотреблений, если и подталкивает снова задуматься об истоках власти и привлекательности успеха, стоящего на эксплуатации простых людей, то уже впечатляет в гораздо меньшей степени.
    С другой стороны, с выхода первой книги прошло достаточно времени, и издержки личного восприятия тоже во многом изменились. То, что раньше казалось неприятным и даже неприемлемым, могло сгладиться, а пережитые читательские разочарования заставили по-новому посмотреть на истории, зацепившие настолько, что тебе до сих пор интересно, как там эти герои и чем у них всё закончилось.

    В 2020 году я не смогла определиться с оценкой "Девятого дома" и выкатила длинное обоснование собственного трусливого отступления в кусты с нулем звездочек.
    В 2025-м я почти изжила в себе стыд по поводу тяги к развлекательным фэнтезийным историям, которые помогают сбежать от повседневности, и готова уверенно констатировать: плюсы остались теми же и даже приросли, минусы не расплодились и кое в чем сгладились, а персонажи понравились больше, чем в прошлый раз.

    У первой части был довольно высокий порог входа.
    С самого начала Бардуго ставила тебя перед необходимостью продираться через многие десятки страниц истории, скачущей между тремя временными отрезками, в каждом из которых запутанно нагнеталась собственная тайна. Вкупе с крайне неоднородным темпом повествования и немалым интеллектуальным снобизмом, это сильно дезориентировало, но также сближало с главной героиней, которая из-за своей способности видеть призраков резко влетала не только на первый курс престижного Йеля, но и в запутанную сеть местных тайных обществ.
    В "Одержимом" темп по-прежнему местами обескураживает: где-то ты разом проглатываешь полсотни страниц, не успевая следить за сюжетными поворотами, а в иных фрагментах намертво застреваешь на десятке листов невнятных топтаний.
    Зато здесь ты вместе с Алекс уже пережил многое, дотащил себя до второго курса, кое-как разобрался во всех правилах, обрел четкое видение цели и уже не укачиваешься скачками туда-обратно в событиях. Флешбэки есть, но все они аккуратно вписаны в линейную историю. Исключение - только в прологе, ну да какой жанровый автор нынче обходится без яркого стартового вброса, чтобы потом начать рассказывать про "месяцем ранее"?

    Сильно проще стало и с восприятием обильно рассыпанных по тексту цитат и умных ссылок, которые, конечно, продолжают иногда отталкивать и словно насмехаться над неучем в твоем лице, но мы же как Алекс - уже прокачались и где-то что-то понимаем, где-то игнорируем, а кое-где и вовсе начинаем нагло ухмыляться в ответ, смирившись с пафосным окружением во имя высшей цели.
    Минуса в виде плохой работы русскоязычного издателя на этот раз почти не заметила - опечатки и примеры кривизны перевода буквально единичны, что сильно порадовало.
    Мата, кстати, тоже как будто стало меньше. Обложка предупреждает о нецензурщине, но та проскальзывает единично и даже близко не догоняет залихватски бранящееся к месту и не к месту "Четвертое крыло".

    Что у нас раньше было с плюсами и как с ними дело обстоит теперь?
    Тщательно отстроенная атмосфера порочного и жутковато потустороннего Йеля по-прежнему увлекает и нервирует.
    Грязная, дикая и опасная магия, весь этот гранж вместо привычных волшебных палочек, мечей и прочих эльфов - на месте.
    Ощущение огромной тайны, существующей по своим правилам где-то за пределами нашего восприятия, усилилось за счет развития сюжета. Алекс сотоварищи всю книгу ищет способ вернуть своего наставника Дарлингтона из самого Ада и успевает сделать туда даже не одну, а три ходки. Попутно выпавшие из проделанной прорехи между мирами подробности и их физические воплощения интригуют и заставляют по-новому взглянуть даже на вампиров, не говоря уже о простейших демонах.

    А еще на ум в этот раз пришло сравнение с "Волшебниками" Гроссмана.
    Их в свое время было принято считать чуть ли не главным примером деконструкции законов магических миров в пику "Гарри Поттеру" и ему подобным - никакого добра и справедливости в основе, одна лишь гниль волшебства, которое к тому же неспособно спасти от безысходности собственного существования, пока ты сам не обретешь в своей жизни хоть какую-то цель.
    "Одержимый" неожиданно пророс схожими мотивами.
    Здесь стали рассуждать о том, что детей неумно растят с обещанием волшебства. В детях сказками порождают желания, которым не суждено сбыться, и мечты о дверях в тайную страну, которым никогда не предстоит открыться. А потом этих детей бросают на произвол судьбы в суровом, прагматичном мире, где тоска и стремление к чуду, порожденные историями о прекрасных альтернативных реальностях с их бесконечными возможностями, делают выросших детей легкой добычей.
    Есть в этом какая-то аллегорическая правда жизни, не отрицающая, а поддерживающая ощущение возможности чуда.
    Как и во многих примерах использования магии, в очередной раз обнаруженных Алекс в Йеле.

    Главное же, что меня впечатлило в этой книге - персонажи.
    Раньше была в основном только Алекс - героиня, которая с трудом выползла из ниоткуда и пыталась просто пережить свой первый год в Йеле, не дав окружающей мути себя задавить.
    И еще был Дарлингтон, эстетствующий наставник, казалось бы, ничему свою подопечную не научивший, но в действительности передавший ей главное - стремление добиться справедливости.
    Теперь есть они же в новом, намного более развитом и интересном качестве.
    Но также есть и Доуз - лучший и самый преданный Окулус, истинный хранитель "Леты", надзорной организации, которая уже не может надзирать и сама нуждается в пригляде за надзирателями.
    И есть Тернер - детектив и по совместительству Центурион "Леты", тоже не без греха и больших претензий к магии, но неизменно делающий выбор в пользу правильных вещей.
    И есть Мерси и Трипп - втянутые в дело насильно или с радостью, с последствиями или пока без, но восхищающие нарощенными взаимными связями не меньше, чем остальные.

    Это жестко, это мрачно и местами неоправданно заумно.
    Иногда скучно, кое-где затянуто, да и выхода финальной книги теперь ждать неизвестно сколько.
    Но это одновременно и как-то очень вдохновляюще, ведь если даже такие поломанные, противоречивые и непохожие друг на друга люди сумели, мало что понимая, буквально на ощупь объединиться против полного белого зверя писца во имя общей цели, то и у многих из нас такая надежда тоже есть.


    Что у нее было? Толика магии. Способность выносить удары судьбы. Демон под боком. Возможно, ничего другого и не нужно.
    • Пойдем, Дарлингтон, - предложила она. - Устроим им ад.

      Приятного вам шелеста страниц!

    27
    452