Рецензия на книгу
Гостья из будущего
Кир Булычёв
Аноним26 июня 2025 г.Прекрасное далёко.
Алиса Селезнёва живёт в Москве в 2082 году, в том самом «прекрасном далёко», где «вкалывают роботы, а не человек». Продукты синтезируются на лету, погода создаётся на заказ, а звёздолёты бороздят просторы Большого театра. В общем, при коммунизме всё будет хорошо. Алиса, даже на фоне прекрасно развитых людей будущего, настоящий вундеркинд. Она с ранних лет путешествует на другие планеты, занимается сложными исследованиями, планирует стать космическим биологом и вечно нарушает правила.
Коля Наумов живёт в Москве в 1976 году, где «не дошёл ещё прогресс до невиданных чудес». На момент написания книги это было настоящее время. Самое обычное советское время, когда люди пока только мечтали о будущем процветании, жили и работали, чтобы его достигнуть. Коля - обычный шестиклассник, которому выпадут необычные приключения.
Сюжет начинается в настоящем времени. Сосед Коли попадает в больницу, а перед этим просит мальчика передать ключ своему другу. Коля заходит в квартиру соседа и обнаруживает открытую таинственную комнату, которая раньше всегда была закрыта. Не зная, что это кабина машины времени, Коля заходит в неё и попадает в будущее, на сто лет тому вперёд. Удачно замаскировавшись, он проведёт в необычной Москве целый день, полюбуется чудесами. Затем Коля оказывается втянут в противостояние с космическими пиратами. Пираты планируют выкрасть у Алисы миелофон - аппарат для чтения мыслей - и использовать в своих преступных целях. Коля спасает миелофон и, после долгой погони, скрывается с помощью машины времени в прошлом. Алисе нужно вернуть аппарат, поэтому она следует за ним, а за ней - и космические пираты. Действие сюжета возвращается в настоящее время. Теперь уже гостям из будущего приходится маскироваться. Противостояние продолжается. Алисе, Коле и его одноклассникам предстоит найти взаимопонимание, проявить отвагу, смекалку, дружно дать отпор пиратам.
Книга произвела двоякое впечатление (почему-то все прочитанные книги Булычёва для меня оказались такими). Из достоинств отмечу следующие. Насыщенный сюжет бодро ведёт из настоящего в будущее и обратно. В настоящем колоритно и узнаваемо описаны разнообразные места столичных спальных районов: школа, больница, жилые дома. В будущем изображается до неузнаваемости преображённая Москва и великолепно развитые люди. Люди, приборы, здания, явления изображены необычно, порой даже гротескно. Свои лучшие качества проявляют многие советские люди из настоящего времени. Подчёркивается необходимость дружить, объединять усилия. Впрочем, прописаны самые разные характеры, не только положительные и героические, что тоже хорошо.
Теперь к недостаткам. Картина будущего, как его изобразил автор, лично мне показалась пустоватой, как декорации. Описание настоящего почему-то ощущается более насыщенным. Возможно, потому что привычнее. Поведение детей меня сильно возмутило. Что Алиса, "вундеркинд из будущего", прозевала миелофон и вынуждена была его возвращать. Что Коля, который полез, куда не надо и куда не просили, чем и запустил дальнейшие события. Будь они хоть немного ответственнее, не имели бы проблем. Впрочем, и сюжета тогда бы тоже не было.
Отдельно остановлюсь на том, чего в книге нет, но без чего её сейчас представить невозможно. Это песня "Прекрасное далёко", прозвучавшая в экранизации 1984 года. Очень красивая и невыносимо трогательная песня олицетворяет мир будущего и дорогу к нему, полную испытаний и преград. Это название я выбрал и для рецензии. Самое банальное и заезженное из возможных, но лучшего всё равно, я считаю, не найти.
Это самая известная книга Булычёва. Со своими достоинствами и недостатками, которые складываются в особенный стиль автора. Герои ведут себя как реальные дети — нелогично и на эмоциях. Но именно поэтому книга живая. Захватывающий сюжет ведёт в прекрасное далёко, даёт и удовольствие от чтения, и надежду на прогресс.
14415