Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Машенька

Владимир Набоков

  • Аватар пользователя
    asyamigan26 июня 2025 г.

    640 страниц Набокова

    640 страниц В. НАБОКОВА


    В сегодняшней мини-программе расскажу о «Машеньке», «Приглашении на казнь», «Соглядатае», «Истреблении тиранов» и «Музыке», так что утраивайтесь поудобнее! 

    Я дочитала большой сборник романов, рассказов, повестей и собираюсь сейчас же продолжать, ведь Набоков – это, определенно, утонченность слога, глубина содержания и трагичность жизни во всей ее полноте. Без оценок, без всей этой мишуры – только впечатления.

    «Приглашение на казнь» — это что-то невероятное, что прямо «кафкианское», надо сказать! Цинциннат – вечный «непрозрачный» (отказавшийся играть по правилам тоталитарного общества) чудак. Даже перед гильотиной он сохраняет почти издевательскую элегантность. палач-фальшивка, тюрьма-декорация… Набоков будто говорит: «Вся жизнь — постановка, а смерть — единственный выход из зала!» А финал… Он просто стирает реальность, как ластик.  (Я сейчас уже собираюсь читать «Последний день приговоренного к казни» В. Гюго, меня интересует эта тема.)


    В мире нет ни одного человека, говорящего на моем языке; или короче: ни одного человека, говорящего;
     
     
    или еще короче: ни одного человека.

    «Истребление тиранов»

    Короткий удар ножом в спину. Думаешь, ты революционер, герой, а потом — раз! — и уже сам тиран в тебе, просто в другом костюме. Политика переплетается с метафизикой. Самое главное, что тирания — не в тронах и мундирах, а в пальцах, сжимающих нож. 

    «Музыка» — это первый рассказ, который я прочитала у Набокова много лет назад. И до сих пор помню и каждое свое впечатление, и бесповоротную влюбленность в его слова. Бывшие муж и жена. Воспоминания. Взгляд. Измена. Дрожание рук. Жизнь рушится, а музыка продолжается. В этом весь Набоков.


    Вот тоже интересное слово: конец.


    Вроде коня и гонца в одном.

    «Машенька». Как ностальгически горько! Первый роман Набокова с автобиографическими чертами. Ганин строит целый мир из прошлого, целую вселенную, только вот знает, что его Машенька давно мертва, она только тень в его голове... 


    Иногда эти русские говорят очень дельные вещи. Не оттого ли, что зимой вообще лучше думается?

    «Соглядатай» — про то, как страшно увидеть себя со стороны и не узнать. На все накладывается концепция «ненадежного рассказчика», как в «Лолите», а еще идея «двойничества». Это история эмигранта, который после пощечины от ревнивого мужа своей любовницы решает свести счеты с жизнью... но смерть оказывается дверью в странное полубытие. Его призрак (или он сам?) бродит среди живых, безнадежно влюбленный, пока не сталкивается с загадочным Смуровым. А что если Смуров — это он сам? Непризнанное отражение, вытесненная часть души, продолжающая жить вместо него. 


    Ведь меня НЕТ, – есть только тысячи зеркал, которые меня отражают.


    С каждым новым знакомством растет население призраков, похожих на меня.Они где-то живут, где-то множатся. Меня же НЕТ.


    P. S. Нет цитаты из «Истребления тиранов», потому что все произведение – большая цитата, смехотворная карикатура на любого правителя; я не хотела цитировать.


    11
    214