Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Разрисованная вуаль. Рассказы

Сомерсет Моэм

  • Аватар пользователя
    Аноним19 июля 2015 г.


    Каждый музыкант в оркестре играет на своем инструменте, и много ли ему известно о тех сложных гармониях, что из этого рождаются? Он играет только свою, порой очень скромную партию. Но он знает, что симфония чудесна, чудесна, даже если никто ее не слышит, и он доволен тем, что в ней участвует.


    Главная героиня романа — Китти Фейн — девушка с непростым внутренним миром, которая пользуется популярностью в обществе. Она выросла на неосмысленной верности традициям и определённых устоях в обществе. Родители, видя её юную привлекательность, стремились как можно быстрее и выгоднее отдать её замуж. Именно поэтому, Китти выходит замуж за доктора Уолтера Фейна не из-за любви, а под гнётом своей матери. Она даже не пытается осмыслить серьёзность сделанного ею шага.


    Китти не находит счастья в семейной жизни, и её полностью охватывает безудержная любовь к красавцу и дамскому угоднику — Чарли Таундсену, который тоже состоит в браке. Разница во внешности, манерах, круге общения и интересах мужа и любовника поражают Китти, и она без оглядки влюбляется в Чарли:


    «Росту в нём шесть футов два дюйма и сложен прекрасно… А как одевается, лучше всех, и всё сидит на нём так ловко, всё ему к лицу. Хорошо, когда мужчина следит за собой…».

    В силу своего воспитания, Китти судит о людях, обращая внимание на внешние признаки. А своё равнодушное отношение к мужу Китти аргументирует так:


    «…не умеет ни петь, ни играть и в поло не играет, а теннисист самый посредственный. Бридж? Подумаешь, кому это интересно?».

    Но рано или поздно, всё тайное становится явным и Уолтер разоблачает любовников. Он делает это для того, чтобы снять мечтательную пелену с глаз Китти, более того, он ставит следующее условие: либо жена едет с ним в деревню, в которой свирепствует эпидемия холеры, где он как врач должен будет бороться со вспышкой холеры, либо он подаст в суд и публично разведётся с ней. Поведение мужа помогает Китти понять, кем является в сущности Чарли Таундсенд. Вся жестокость отрезвления наступает для героини тогда, когда она получает отказ от возлюбленного:


    «...знаешь ли, когда ты требуешь, чтобы со мною развелась жена, к которой я очень привязан, и чтобы я погубил свою карьеру, женившись на тебе, ты требуешь очень многого»

    Именно этот поворот событий становится переломным для душевных чувств героини, во всей их непоследовательности и эмоциональной путанице —


    «Боль её была так сильна, что впору кричать на крик; она и не знала, что бывает такое жгучее страдание, и в отчаянии спрашивала себя, чем она его заслужила… Жить больше незачем. Тяжело это — покончить счёты с жизнью в двадцать семь лет».

    Тем не менее, оказавшись, с теперь уже совершенно чужим человеком один на один с царившим ужасом — смертельной эпидемией холеры, здесь для Китти происходит истинное воспитание чувств. Первое время, она сходит с ума без Чарли, ненавидит мужа за то, что он привёз её сюда на вольную смерть, но всё это ничто, по сравнению с тем ужасом, который охватывает её при виде зараженного города. Китти бывало так страшно, что «…сердце заходилось и её трясло как в лихорадке… Чтобы вырваться отсюда, она была готова бросить всё и одна, в чём была, добираться до какого-нибудь безопасного места». В этой самоотверженной войне местных властей и монахинь из католического монастыря против эпидемии в духовном плане соответствует внутренняя борьба Китти со своей постылой любовью к пошлому и пустому прошлому. Героиня романа, сама того не ведая, именно здесь получает урок прекрасно прожитой жизни. Нелегко даётся ей эта наука сострадания и милосердия, но только она ведёт героиню к освобождению от «бремени страстей человеческих», к нравственному очищению и перерождению. Моэм изображает, как незаметно для неё самой меняется строй мыслей и чувств Китти, её отношение к жизни, как вызревает в ней «невесёлая прозорливость, рождённая страданием», и понимание долга. И именно пример сестёр-монахинь, «красота души», которую ощущает героиня в их подвижничестве, в их, так называемых «правильных поступках», и оказывает решающее воздействие на её дальнейшую судьбу и становление характера. Их самопожертвование затмевает в глазах Китти всё и она, никогда раньше не задумывавшаяся о смерти, горе и бедах, ощущает себя полным ничтожеством. Впервые она хочет хоть в чём-то помочь людям и заняться по-настоящему полезным делом. Увидев ужасы эпидемии, поработав в монастыре, Китти Фейн избавляется от глупости, на многое смотрит другими глазами:


    «Какое же она ничтожество, если могла полюбить человека за то, что у него красивые глаза и хорошая фигура!»

    Китти находит всё то, что включает в себя идеи судьбы, своего предназначения и жизненного пути:


    «И вот — словно приподнялся на минуту уголок занавеса, и ей открылся мир, полный красок и значения, какой и во сне не снился».

    Героиня Китти Фейн Сомерсета Моэма зависима от удовольствий. В жизни она ищет развлечений, поэтому не умеет и не хочет разбираться в людях и их внутреннем мире. Обратив внимание на внешнюю красоту, Китти пренебрегает брачными узами. Она, полагая, что сняла покров со своей прошлой никчёмной жизни, продолжает идти тем же путём, повторно изменяет и утверждается в извращённых понятиях о супружеской жизни. «Она думала, что изменилась, что она теперь сильнее… Она думала, что избавилась от похоти и низменных страстей, что может впредь жить чистой, здоровой духовной жизнью…»
    C. Моэм не осуждает Китти, он называет всё прошедшее лишь испытанием, которое Китти вынесла. Писатель называет поведение Китти лишь опытом, который поможет ей найти путь к душевному покою

    24
    228