Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Notes on an Execution

Danya Kukafka

  • Аватар пользователя
    Аноним25 июня 2025 г.

    Я немного невнимательная во время чтения аннотаций, поэтому большую часть романа была уверена, что книга обещала историю со стороны жертв маньяка. И хотя мне нравился текст и то, как развивалось повествование, часть меня оставалась недовольной, ведь про жертв тут практически ничего не рассказано. А потом я вернулась на страничку, где впервые увидела «история маньяка, рассказанная его жертвами», и осознала, что роман не про тех, кому не повезло, а про тех женщин, которые его знали. И это правда было очень и очень хорошо.

    Когда Акселю было семнадцать, он убил несколько девочек. Не знающий, что такое чувствовать, герой ничуть не раскаялся. Спрятав тела и некоторые личные вещи жертв, Аксель продолжил жить как ни в чём не бывало. Учёба в университете, женитьба на хорошенькой медсестре, небольшой дом, в котором они жили. Спустя много лет тела находят, но полицейские не спешат обвинять его в преступлении. Единственная, кто уверена в его виновности – молодая следовательница, с которой они вместе какое-то время жили в приюте.

    Роман поделён между Акселем (в меньшей степени), следовательницей (процентов 70%), матерью героя и сестрой-близняшкой его бывшей жены. Как по мне, все части достаточно гармоничные. Линия матери показывает, в какой среде вырос герой и как к нему обращались родители. Семейное насилие, голод, странное поведение маленького мальчика, на которое не обращают внимания потому, что и без этого проблем слишком много. Мне было грустно читать эту часть, ведь сложно сказать, действительно ли такое воспитание стало следствием всего происходящего в будущем. Авторка не ставит вопрос: «а не вина ли это отца, ударившего героя в детстве?» или не говорит ясно: «Возможно, он бы вырос другим, родись в нормальной любящей семье», скорее она пытается вместе с читателями понять, как Аксель докатился до жизни такой.

    Линия сестры-близняшки с одной стороны отлично срабатывает, чтобы показать, как складывается его жизнь, а с другой, периодически меня раздражали эти сексуальные намёки не в тему. Причём, про секс в романе говорится довольно часто, но именно в главах от лица близняшки всё немного мерзкое. Поэтому тут мне понравились только короткие моменты того, как иногда спадала маска уверенности с лица Акселя, и он превращался в не самого умного мужчину, которым по сути и являлся.

    А вот части с Акселем и следовательницей мои любимые. Если герой по природе своей достаточно глуп, но самоуверен, то про Саффи такого не скажешь. Они с ним познакомились ещё в детстве, и Саффи влюбилась в хорошенького парня, который был таким загадочным и задумчивым. Влюблённость разбилась вдребезги, когда она разглядела его настоящее лицо. И вот спустя долгие годы она вновь его увидела. Наверное, самая лучшая сцена для меня наступает практически в финале, где героиня смотрит на героя и понимает, что ничего особенного в нём никогда и не было. Он очередной убийца, считающий себя умнее и лучше остальных, но на деле всё совсем наоборот.

    Меня всегда интересовал вопрос: монстрами рождаются или монстров создаёт общество? И если честно, то для себя ответ нашла где-то по середине. Писательница немного углубляется в этот вопрос, к примеру, на этом буквально построена «философия» Акселя и в главах от лица его матери, где она думает о том, что всё могло сложить иначе, но полноценного ответа нет. В любом случае, роман прекрасный.

    46
    566