Рецензия на книгу
Notes on an Execution
Danya Kukafka
Аноним25 июня 2025 г.Я немного невнимательная во время чтения аннотаций, поэтому большую часть романа была уверена, что книга обещала историю со стороны жертв маньяка. И хотя мне нравился текст и то, как развивалось повествование, часть меня оставалась недовольной, ведь про жертв тут практически ничего не рассказано. А потом я вернулась на страничку, где впервые увидела «история маньяка, рассказанная его жертвами», и осознала, что роман не про тех, кому не повезло, а про тех женщин, которые его знали. И это правда было очень и очень хорошо.
Когда Акселю было семнадцать, он убил несколько девочек. Не знающий, что такое чувствовать, герой ничуть не раскаялся. Спрятав тела и некоторые личные вещи жертв, Аксель продолжил жить как ни в чём не бывало. Учёба в университете, женитьба на хорошенькой медсестре, небольшой дом, в котором они жили. Спустя много лет тела находят, но полицейские не спешат обвинять его в преступлении. Единственная, кто уверена в его виновности – молодая следовательница, с которой они вместе какое-то время жили в приюте.
Роман поделён между Акселем (в меньшей степени), следовательницей (процентов 70%), матерью героя и сестрой-близняшкой его бывшей жены. Как по мне, все части достаточно гармоничные. Линия матери показывает, в какой среде вырос герой и как к нему обращались родители. Семейное насилие, голод, странное поведение маленького мальчика, на которое не обращают внимания потому, что и без этого проблем слишком много. Мне было грустно читать эту часть, ведь сложно сказать, действительно ли такое воспитание стало следствием всего происходящего в будущем. Авторка не ставит вопрос: «а не вина ли это отца, ударившего героя в детстве?» или не говорит ясно: «Возможно, он бы вырос другим, родись в нормальной любящей семье», скорее она пытается вместе с читателями понять, как Аксель докатился до жизни такой.
Линия сестры-близняшки с одной стороны отлично срабатывает, чтобы показать, как складывается его жизнь, а с другой, периодически меня раздражали эти сексуальные намёки не в тему. Причём, про секс в романе говорится довольно часто, но именно в главах от лица близняшки всё немного мерзкое. Поэтому тут мне понравились только короткие моменты того, как иногда спадала маска уверенности с лица Акселя, и он превращался в не самого умного мужчину, которым по сути и являлся.
А вот части с Акселем и следовательницей мои любимые. Если герой по природе своей достаточно глуп, но самоуверен, то про Саффи такого не скажешь. Они с ним познакомились ещё в детстве, и Саффи влюбилась в хорошенького парня, который был таким загадочным и задумчивым. Влюблённость разбилась вдребезги, когда она разглядела его настоящее лицо. И вот спустя долгие годы она вновь его увидела. Наверное, самая лучшая сцена для меня наступает практически в финале, где героиня смотрит на героя и понимает, что ничего особенного в нём никогда и не было. Он очередной убийца, считающий себя умнее и лучше остальных, но на деле всё совсем наоборот.
Меня всегда интересовал вопрос: монстрами рождаются или монстров создаёт общество? И если честно, то для себя ответ нашла где-то по середине. Писательница немного углубляется в этот вопрос, к примеру, на этом буквально построена «философия» Акселя и в главах от лица его матери, где она думает о том, что всё могло сложить иначе, но полноценного ответа нет. В любом случае, роман прекрасный.
46566