Рецензия на книгу
Мнимый больной
Жан Батист Мольер
NikitaOganesyan24 июня 2025 г.Или ипохондрическое расстройство
Комедия, ставшая для Мольера последней в его жизни, в которой он, высмеивает медицину и докторов, (учитывая это обстоятельство, кончина комедианта становится ироничной) но как мы знаем в каждой шутке есть доля правды. Ни для кого не секрет, что любое лекарство в неправильных дозах может превратиться в яд и наоборот, при правильной дозировке излечивает от недугов. Именно поэтому "Жезл Асклепия" (символ медицины) обвит змеёй, чей яд может привести как к летальному исходу, так и быть употреблённым в лечебных целях. Несколько веков назад медицина действительно была спорной наукой, существовало множество заблуждений, предрассудков и всё это накладывалось на религиозное мировоззрение общества, что приводило к неоднозначному отношению к этой науке, отсюда и тема для комедии.
Уже в который раз, Мольер пишет словно по "формуле" в которой: отец семейства (Аргон) - головная боль для всего дома, его дочь, влюбленная в юношу, которого не признаёт папа, служанка - умная и хитрая девушка, готовая помочь молодым в беде. Остальные персонажи тоже получились неплохими. Аргон настоящий лицемер, готовый выдать дочь за сына врача чтобы получать неограниченный доступ к лекарствам и процедурам (промыванию, в первую очередь). Удивляюсь как Анжелика продолжает искренне любить своего отца, к нему испытываешь только отвращение (не даёт нормально жить всему дому, притворяясь больным, так ещё и жалуется какой он несчастный, а его никто не любит), на этом фоне Белину можно искренне понять. Сцены с прологом, Полишинелем и прочими филлерными вставками для печатного издания - мусор, (не в обиду Мольеру), но работают они только на сцене театра, ну и конечно открывающая сцена с пастушками и воспеванием Людовика для современного читателя не представляет никакого интереса. Из хорошего позабавила сцена, в которой Томас (сын врача) воспевает величие Аргона и красоту Анжелики (перед этим перепутав её с Белиной) заученными заранее монологами. Ну и Беральд в финале спас положение, без него happy end вряд ли бы случился.
Подводя итог, комедия получилась такой же как и все другие пьесы Мольера до неё, балета по сравнению с "Мещанином во дворянстве" стало больше, а вот оригинальности как-то поубавилось, на этом фоне "Дон Жуан или каменный гость" выглядит шедевром. Вывод - не будьте мнительными, а то всю жизнь можно пролежать вот таким вот "больным".
587