Рецензия на книгу
Табия тридцать два
Алексей Конаков
Аноним23 июня 2025 г.Жизнь насекомых
Если Вы не большой любитель моря, солнца и полуголых людей, однако зачем-то все-таки приехали на черноморские курорты краснодарского края - можете взять экскурсию на дольмены. Это такие скособоченные коробки из огромных отесанных кусков известняка. Экскурсовод скажет, что назначение этих гигантских построек из неподъемных камней, добытых первобытными людьми в далеких каменоломнях и непонятно как доставленных на место установки, неизвестно. Такая тайна.
Тайна полишинеля для любого, кто служил в наших доблестных вооруженных силах, где надо круглое носить, а квадратное непременно катать. Человеческому обществу для самого его существования необходимо общее дело, объединяющее разрозненных индивидуумов воедино (в единый организм). Если с абстрактным мышлением пока не очень - можно долго и упорно собирать тяжеленные камни в гигантский, очень конкретный мегалит. Или Стену. Великую, естественно. Проще тем, у кого с абстрактным мышлением все в порядке. Им можно объединяться вокруг Идеи. Идеи Конца света, например. Или идеи демократии, но это уже какая-то совсем запредельная абстракция. Самое оптимальное решение найдено в 18 веке и называется национальной идеей. Что-то такое, что делает какими-то удивительно родными сталевара из Днепропетровска и учительницу из Усть-Камчатска.
В альтернативной реальности конаковского романа одна такая национальная идея великороссой имперскости приводит Россию в 2022 году к "маленькой победоносной войне", которая внезапно, на манер Крымской, обрекает страну на чудовищное поражение от союзнических американо-европейских войск. Страна вынуждена влачить жалкое существование под бременем тяжелых репараций и искусственных технологических ограничений (см. Версальский мирный договор). Кроме того, ООН учреждает карантин, не позволяющий всему остальному Свету какие бы то ни было сношения с Россией, кроме экспорта ресурсов. Короче, за границу ездить нельзя, интернетика нет, компьютеров очень мало, электричество по часам, продукты по талонам. (Мне кажется, у нас такой карантин уже однажды был безо всяких ООН).
Дальше интересный финт. Элиты новой России находят, что причиной такого заразного распространения среди населения идей имперскости является насильно насаждаемая в школах русская классическая литература. Дескать, через нее все эти пагубные мысли вдалбливаются в неокрепшие, но отчаянно сопротивляющиеся умы ребятишек (тут мне, правда, стало немножко не по себе).
Дело не хитрое: уроки отменить, учебники изъять, памятники уничтожить, улицы переименовать. Но тогда перед нашими уваровыми встает самый главный вопрос: а чем заткнуть эту огромную зияющую прореху на месте, где раньше было сердце? Чего такого квадратного народу дать, чтобы можно было его героически самоотверженно катать? (уйди, Пелевин, кыш, Сорокин!)
И решение было найдено. Решение на первый взгляд неожиданное, но автор его очень убедительно аргументирует, а если отстраниться, то понимаешь, что оно ничуть не хуже ЛЮБОГО другого. Стена, пирамиды, космические корабли, футбол, шахматы - какая хрен разница?! Ничем не хуже Свободы, Равенства и Братства.
И вот из такой уже ПОЗИЦИИ автор начинает рассказывать свою увлекательную историю, где есть постапокалипсис и антиутопия, любовь и измена, конспирологический заговор элит и академические интриги, людоедские спецслужбы и сумасшедший оппозиционный гений-извращенец, промозглый гнилой Петербург и уютная купеческая Москва, Ян и Толян, целая коробка шахматных анекдотов и прохладных историй и бесконечные, до горизонта колосящиеся поля борщевика. Причем еще и написано таким великолепным интеллигентным языком, как настоящий русский классический роман. Как будто чистой води(о)чки попил.
Все в романе прекрасно, кроме одного. Я, может, туповат, но что-то не догнал, если государственной идеологии действительно грозит гибель от ничейной смерти шахмат, тогда почему они так истово сражаются с еретическими "девятьсотшестидесятниками"? Ведь вот же, казалось бы, прекрасное решение задачи! Шах и мат, ничейная смерть!
К тому же замечательно, как автор 1985 г.р. не придает значения неизбежному, казалось бы в таких условиях, застойному феномену ДОСТАВАНИЯ дефицитных товаров. Хотя о самом дефиците и говорится: кофе, коньяк, ну и, пожалуй, все. Пытается, конечно, ввернуть байку про невозможность существования у одного человека двух пальто, однако сам же, чуть погодя, дарит герою сверхнормы в квартире у шушиного кузена.
А еще забавно, что в кульминационной речи главный босс Уляшов апеллирует к предыдущей прочитанной мною книге За миллиард лет до конца света в контексте того, что это мировой гомеостаз оставил на изуродованном теле Бродкина более ста следов от ударов тупым предметом навроде кастета.
В остальном все очень понравилось даже мне, человеку, который о шахматах знает разве что как какие фигуры ходят и кто такой Каспаров.
P/s: На одной литературной лекции по моде антиутопии докладчик подчеркнул, что ярким признаком жанра служит сжигание книг. Я пошутил про священника и цирюльника, но, по-моему, шутка не зашла. Так вот, Табии 32 не жгут.
10221