Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мантикора

Робертсон Дэвис

  • Аватар пользователя
    Аноним22 июня 2025 г.

    Духов прошлого лучше изгонять, насколько это возможно...

    Робертсон Дэвис
    «Мантикора»

    Разрешите представить: Дэвид Стонтон. Сын одного из главных персонажей первой книги трилогии — Боя Стонтона — является центральным действующим лицом части второй. Преуспевающий адвокат, практически алкоголик, финансово обеспечен, не женат. Имеет младшую сестру и няньку-гувернантку. После скоропостижной и загадочной смерти отца у него возникает потребность разобраться в себе. Для этого он летит в Швейцарию, в Цюрих. В этой центрально-европейской стране он находит посредством рекомендации психоаналитика-юнгинианца (Дэвис на протяжении книги сопоставляет последователей Юнга и Фрейда не в пользу последних) для работы над выходом из сложившегося положения, которое кажется ему тупиковым и, возможно, даже безысходным. Ему необходимо проработать психологические травмы, коих за сорок лет жизни накопилось в достаточном количестве. Вот как тоже бывает: с виду благополучная семья, работящий и непьющий отец, уделяющая должное внимание детям мать, младшая сестра-заноза, бабушки с дедушками — а на деле травма на травме и травмой погоняет. О них мы будем узнавать в течение всего романа. Да, некоторые вещи красной нитью проходят через всё повествование. Одно из самых ярких и запоминающихся воспоминаний из детства нашего главного героя, о котором мы узнаём в начале романа, — попытки деда опорожнить его кишечник. Я прямо внутренне сжимался, читая об этих моментах. И в конце нечто подобное произошло самопроизвольно. Ну да, испугался, но всё же. Думаю, что автор вкладывал определённый смысл в эти физиологические процессы. А уж какой смысл — пусть разбираются психологи. Я же лишь предположу, что жизнь в целом у него гвно. И ситуация с первой любовью тоже, мягко говоря, получилась дрьмовая. Этот роман, если абстрагироваться от первой части и рассматривать его как цельную и самостоятельную единицу, мне понравился, поэтому и высокая оценка. Но если сравнивать «Мантикору» с «Пятым персонажем», то чаша весов качнётся в пользу второго. Как-то я больше проникся слогом и рассматриваемыми проблемами стартовой книги трилогии. И там, и там вроде как жизнеописание (схожее по форме, но всё же отличающееся). А масштаб, концентрация событий и людей вообще ни разу несопоставимы. Читалась «Мантикора» также легко, только степень восприятия и вовлечённости в текст разительно отличалась от «Персонажа». Местами было скучно. И конец вроде и логичный, но не покидало ощущение «не пришей кобыле хвост». Хорошая книга, но неоднозначная. Психоанализ, он такой.

    ᖗᖘᖗᖘᖗᖘᖗᖘ

    Структура романа проста. Он по сути начинается с того момента, на котором закончился «Пятый персонаж». Есть связующее лицо. Робертсон Дэвис представил на наш суд дневниковые записи Дэвида Стонтона, которые переплетаются с как бы стенографией его бесед с докторшей Иоганной фон Галлер. Из них мы узнаем о жизни Дэвида, его отношениях с сестрой (ничего необычного), отцом (всё сложно и отдаёт болью и разочарованием), няней (у-у-у, назойливая и привязчивая особа), мачехой (ух, та ещё штучка), женщинами (тут вообще без комментариев). Нам откроются моменты, которые повлияли на формирование его личности и подвигли заняться адвокатской деятельностью (тоже не обошлось без одной коричневой субстанции). Мы встретим и посмотрим на некоторых людей из первой книги трилогии другим взглядом, под иным углом. Если практически вся книга связана с психологом, то, думаю, глупо говорить о должной психологической проработке персонажей. Очевидно, что это само собой подразумевается. Разве что сама психоаналитик окажется в тени, о ней мы почти ничего не узнаем. Да и надо ли? Она станет направлять, давать задания, слушать, задавать вопросы, пояснять и расшифровывать. Вроде много, но на самом деле нет Здесь будет уделено много внимания терминам из психологии, которые связаны с проработкой своего внутреннего «Я». Шаг за шагом Дэйви будет открывать что-то новое с помощью фрау фон Галлер, раскрывать архетипы. Немалое количество снов мы встретим на пути познания себя главным героем. Без них роман о психоанализе не роман о психоанализе. Не устаю удивляться, сколь значительное влияние на людей способны оказать родители. И неважно: в лучшую сторону или худшую — оно всегда будет заметно. Автор сквозь призму Дэвида Стонтона — моё субъективное ощущение — попытается поговорить с читателем, попробует побудить его взглянуть на самого себя и вовлечь в разговор с самим собой, стимулировать на откровение и раскрытие себя как личности, склонит попробовать понять, где истинное, а где напускное. У меня такое желание возникло, заняться этими думами на досуге. Не скажу, что раньше не было, но, как мы знаем, повторенье — мать ученья. Пройдя весь путь вместе господином Стонтоном-младшим, мы очутимся в той же точке, с какой начали это произведение. Ни больше, ни меньше. Мне показалось вот это нагнетание интриги искусственным, высосанным из пальца. Но автор художник, он так видит. Посмотрю, что будет в заключительной части, как и какой писатель даст ответ на поставленный Дэвидом вопрос.

    Danke für Ihre Aufmerksamkeit!
    Mit freundlichen Grüßen
    А.К.
    39
    226