Рецензия на книгу
Деревья умирают стоя
Алехандро Касона
Аноним21 июня 2025 г.«...это последний день, Фернандо... пусть не видят меня побежденной... жизнь моя кончилась, но я стою... как деревья...»
Моё первое знакомство с известным испанским драматургом, хотя название пьесы мне было смутно знакомо. «Деревья умирают стоя» — одно из самых известных произведений автора. Пьеса способна поразить, как мне кажется, даже самого искушённого читателя. Сочетание глубокого драматизма с такой трогательной наивностью способно тронуть даже самое циничное и холодное сердце, растопив его, словно лёд под жарким испанским солнцем.
Первые страницы повергли меня в недоумение: создалось впечатление, что я, словно попав с корабля на бал, сразу оказалась в центре каких-то динамичных событий, о сути которых мне ничего не было известно. Но после первого шока автор начал раскрывать карты и объяснять, о чём идёт речь. Всё это столь похоже на страстную манеру изложения, присущую испанской культуре. Эмоционально окрашенная, насыщенная драматизмом и чувственностью, она просто сносит с ног своей невероятной интенсивностью и быстротой развития событий.
Вот именно эта быстротечность и чрезмерная краткость стали для меня одним из минусов, которые я могу поставить автору в вину. Мне так хотелось продлить знакомство с героями, насладиться этой располагающей атмосферой и национальной самобытностью. Мне совершенно не хотелось уходить из этого дома, прощаться с бабушкой Эухенией. Образ, созданный автором, настолько трогателен, что не откликнуться всей душой и не полюбить эту на первый взгляд слабую старушку, чей внутренний стержень и сила могут дать фору многим, просто невозможно.
Все персонажи этой пьесы способны вызвать положительные эмоции; они настолько прекрасны в своей простоте, что им можно простить многое. Даже небольшой обман. Пусть даже эта ложь во спасение в итоге была раскрыта, но на краткий миг она сделала одного пожилого человека абсолютно счастливым. Есть лишь один отрицательный персонаж, которого автор даже не счёл нужным обозначить по имени, указав просто — Другой.
Мне не пришло в голову, как еще можно сделать. Ведь ложь надо придумать. А правда - это так легко...И когда мне в голову пришли слова «ложь во спасение», я вспомнила, почему эта пьеса показалась мне столь знакомой. Я смотрела спектакль с одноимённым названием в Театре Ленком Марка Захарова с великой Инной Чуриковой, которая просто божественно играла роль бабушки Маурисьо. Это было словно стопроцентное попадание в самое сердце. И с этого момента никакого другого образа Эухении в моих мыслях даже не было.
Я не могу исключать, что этот факт сыграл роль в том, какое сильное впечатление на меня произвела эта небольшая пьеса. Но всё же мне хочется думать, а скорее даже я абсолютно уверена, что такой накал истинного драматизма с такой щемящей трогательностью просто не может не тронуть тонкие струны души любого человека, и я не исключение. Моё сердце тянулось к персонажам пьесы всеми фибрами и остро реагировало на все сюжетные повороты, связанные с главной героиней. Мне так хотелось, чтобы она получила свой, пусть и маленький и недолгий, но такой долгожданный кусочек счастья.
Нет, нет, не говорите — нет! Если все ваши теории — правда, вы не сможете отказать ей в одном часе. Только один счастливый час, может быть, — последний!51140