Рецензия на книгу
Долой оружие!
Берта Зутнер
dus6ka20 июня 2025 г.Поплачь о нем, пока он живой.
Очень скучная и некачественная художественная литература.
Оценка стоит только за культурную ценность данного произведения и ее автора, как значимую историческую личность. В остальном, ежики плакали и кололись...
Я понимаю, что для своего времени эта книга была, как нонсенс, революционный прорыв, но если рассматривать ее как именно художественное произведение, то, лично для меня, это из типа тех произведений, что я терпеть не могу. И не по содержанию, а потому, как это подается - игра на эмоциях читателей.
Все дело в том, что для всех людей, воспитанных в культурном и нравственном поле существуют темы, которые априори считаются аксиомами: ценность человеческой жизни, уважение к пожилым и немощным людям, безопасность для маленьких и беспомощных детей. Любой психически здоровый и нравственно воспитанный человек скажет, что убийство - зло; воровать у стариков и унижать людей с инвалидностью - скотское поведение; а совершать насилие над детьми - преступление. Однако, к сожалению, реальная жизнь гораздо сложнее, чем список заповедей и моральных правил. Тем не менее сколько я видела плохих книг, муссирующих вышеобозначенные болезненные темы, которые эмоционально затрагивают каждого человека, потому что они выстраивают психику.
Недавно я прочитала книгу известного психотерапевта Алис Миллер "В начала было воспитание", работы которой про влияние "черной педагогики" на развитие личности ребенка также стали революционными, как и эта книга Берты Зутнер. Однако, хоть я полностью согласна с Миллер, что жестокое воспитание калечит человека, также и с Зутнер, что войны калечат жизни множества людей, но и там, и там есть та же проблема - игра на эмоциях, милые авторы, игра на эмоциях, стыде, чувстве вины, доведение до депрессивного ощущения, что мир на грани, что все бесполезно. Мир погряз в скверне, и мы вместе с ним дружно хлюпаем грязью, и вот появляется автор в развивающемся белом пальто и факелом в руке, освещающим нам, в какой мерзоте мы, свиньи, живем. Ок, а делать то теперь чего? И если Алис Миллер оставляет читателей страдать с тем, что ничего не поделать на текущий момент. Так как любое воспитание - насилие. Все тлен, ну, хоть она бедным людям помогает, и то хлеб. То Зутнер считает, что надо просто проклясть войну, а затем, как я поняла, либо заняться революционной деятельностью, ожидая, что тебя могут казнить, потому что проклятая война, либо трястись, молиться и ожидать, что человечество одумается и перестанет себя вести, как дикари, убивающие друг друга. Увы, как показывает история. Теории обеих этих дам не прошли испытание временем: как показало время, оставленные без воспитания дети страдают не менее, а может и более, чем те, кто его получил. И это не освобождает от проявления агрессии и жестокости в будущем. И ужасные кровополитные войны между странами, увы, не прекращаются, несмотря на всю прогрессивность, казалось бы, мира и людей.
Так, может быть, авторам стоило по-иному взглянуть на то, какое место занимает агрессия в психологии человека и социума.
Честно говоря, я не знаю, что еще писать по поводу прочитанного. Изначально мне казалось, что это действительно автобиография не совсем психически адекватной женщины, такой прям махровой истерички из классических работ по психоанализу. Которая была изначально погранична, экзальтированна и внушаема, а последствия потерь во время войны только усилили ее страдания и привели к туннельному мышлению. Здесь я даже сострадала ее горю и ее истерические вспышки, мучения, кухонные обсуждения о политике, любовные фантазии, которые перемежались порой адекватными грамотными мыслями были странными, но с учетом приукрашивания более-менее еще приемлемы. Но потом я увидела, что эта женщина - вымысел, созданный Бертой Зутнер с целью, вероятно, показать войну глазами "простой" светской дамы. И тогда все встало на свои места: автор просто плохо пишет. Вероятно, она хотела свой вариант "Войны и мира", но вывезла не на таланте, как наш Толстой, а на эмоциях. Получился какой-то любовный роман с элементами политики и "грязью" войны. И если у Ремарка вся эта грязь была выплеском измученной души, то здесь - чернуха, революционный ролик с бегущей строкой: "Вот к чему приводит ваша политика. Прекращайте! Долой оружие". Только вот, милый автор, плевать большая политика хотела на ваши идеи. Когда было выгодно, вашей книгой размахивали, как сводом истин, когда стало не нужно - подтерлись, пардон.
Наверное, я слишком жестока к этой книге. Все-таки идеи-то хорошие и правильные: пацифизм и все такое. Но вот не привлекают меня болтуны.
Не буду говорить про саму Зутнер, но вот ее героиня, Марта, невольно вызвала у меня следующую ассоциацию:
Алкоголичная семья, где постоянные пьянки, грязь и антисанитария в квартире. У них есть дети, голодные, грязные, в засаленной одежде, вшами, кожными и соматическими болячками, в школу не ходят. А еще и родители бьют. И вот сообщество скажет - забирайте детей из этой семьи, куда смотрит опека? И вот социальные службы посещают семью, увещевают, консультируют, выясняют проблемы, помогают родителям, в итоге забирают детей и работают с ними. Но тут появляется такая вот Марта, которая, сморщив от отвращения нос (потому что грязь же) и закрыв глаза (потому что сил нет смотреть на страдания бедных деточек, сердце не выдерживает) будет верещать: "Прекращайте пить! Прекращайте бить детей! Верните детей в семью! Это общество виновато, что люди спились! Вчера я пришла в детский дом и раздала конфеты. Горло сдавило слезами. Как можно так жить. Давайте все возьмемся за руки и перестанем быть злыми!"
Мне не близка такая позиция: видишь проблему и не можешь пройти мимо - помогай. Не выносишь - уходи и делай то, что можешь. Пусть эта помощь будет только капля в море страдания, но даже так, на мой взгляд, полезнее, чем рвать горло и трепать языком, перемешивая грязь.
Тем не менее, что уж врать, наверное, я просто завидую тем, кто может вот так созерцать и философствовать, не стремясь подставить руки.10187