Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    OceanikaO15 июля 2015 г.

    Невероятная история крушения мечты, написанная очень красивым литературным языком, и донесенная до нас в письмах капитана Уолтона своей сестре Маргарет. История, сколь неправдоподобная, столь и берущая за душу своим депрессивным повествованием и трагичным финалом.

    Имя Франкенштейна знакомо, наверно, всем. И многим, как и мне до прочтения книги, думалось и думается, что это имя чудовища, монстра, порожденного безумной фантазией гениального ученого. На самом деле в книге у монстра нет имени, а Франкенштейн – это фамилия его создателя.

    Ученый, венцом творения которого стало создание человекоподобного существа «страшного снаружи, доброго внутри». Гений, вдохнувший жизнь в мертвое тело. Безответственный трус, ужаснувшийся своего создания и бежавший от чудовищного творения рук своих. Это все о нем, о Викторе Франкенштейне, гениальном ученом-естествоиспытателе, открывшем формулу жизни. Существует ли моральная сторона научных открытий, нужны ли такие открытия, которые принесут боль, страх, утрату близких? Как и многие ученые, Виктор Франкенштейн был одержим своей идеей и о подобных проблемах не задумывался. Во имя кого или чего он совершил свое открытие? Зачем и кому оно нужно? Я думаю, что его открытие, недоброе и никому не нужное, не принесшее ему ни научного признания, ни известности, совершено было только из эгоизма и тщеславия.

    В этой истории Виктор Франкенштейн показан не с самой лучшей стороны. Он бросил свое едва ожившее создание, трусливо сбежал, не рассказав ему о мире, не научив читать, говорить, понимать человеческую речь, обрек его на одиночество, голод, холод и вечные скитания по лесам и болотам. Он не мог знать, добрым или злым будет созданное им существо, но он мог воспитать его, повлиять на становление характера, на развитие личных качеств, но не сделал этого. Он мог попытаться спасти свою семью, но не сделал ни единой попытки к этому. Он и себя обрек на пожизненные муки, и единственное его доброе дело во всей этой истории – это отказ создать двойника чудовища, дабы не плодилось и не размножалось зло на земле. Франкенштейна жалко, он, дурак, сам во всем виноват, но цена, которую он заплатил за свое необдуманное открытие, слишком велика, непомерна жестока.

    Созданное им существо-человек-монстр – отвратительно, отвратительно и еще тысячу раз отвратительно, и, несмотря на то, что автор представляет его нам как изначально существо доброе и открытое к людям, не вызывает ни сочувствия, ни понимания, ни жалости. Люди отвергли его, и он ожесточился, пошел рвать и крушить, оставляя кровавый след на своем пути, на то он и монстр, а не заколдованный принц из русской сказки.

    Несмотря на то, что сегодня это произведение воспринимается как легкий ужастик и не более того, я представляю, как в 19 веке юные барышни, начитавшись «Франкенштейна», вздрагивали от шороха за спиной и грохались в обморок, разглядев за темным окном чей-то силуэт. А Мэри Шелли в своем 19 веке и в свои 19 лет была смелой фантазеркой. Ей самой не страшно было писать такое?

    9
    51