Рецензия на книгу
Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя
Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
Oblachnost20 июня 2025 г.ОЗ
Аудиокнига
Книга - настоящий взрыв мозга! В хорошем смысле. Трудно по другому описать ту бурю мыслей, образов, ощущений и смыслов, которую она спровоцировала. Сейчас уже основная сейсмическая активность улеглась. Попробую уложить все в более-менее внятный отзыв.
Начну с того, что это никакая не фантастика. Фантастический элемент здесь лишь в описании будущего для авторов на момент создания романа. Для нас же с вами это уже практически настоящее.
А так это скорее мистический роман с очень сильным религиозным мотивом. Собственно это парафраз на основной библейский сюжет с пришествием Христа и становлением новой религии. А еще это притча об учителях, Учителях и Учениях, и об учениках само собой.Но в начале, да и большую часть книги тоже, совершенно ничего не понятно. Книга состоит из двух частей, и обе эти части эпистолярные. В первой - дневниковые записи одного из учеников Г.А. Носова (полностью его зовут Георгий Анатольевич, но в книге авторы все время называет его именно Г.А., кроме тех случаев, когда к нему вежливо обращаются другие люди), который был очевидцем и одним из участников событий "того страшного лета". Эти записи подправлены и отредактированы автором спустя сорок лет, когда сам автор уже "дозрел" до их публикации.
В дневнике описывается молодежное движение, они сами называют себя Фловеры, автор дневника Игорь Мытарин называет их Флорой, эдакие цветы жизни, и участвуют в нем большей частью подростки и юношество. Они проповедуют любовь к природе, свободу от условностей социума, носят в основном одежду зеленого цвета, и даже имеют свой сленговый язык, мало понятный людям не в теме. Движение выглядит на первый взгляд так же, как и все прочие, малопривлекательно для взрослых людей, которые уже пережили подростковые заморочки в силу возраста. А для родителей так и вообще как красная тряпка для быка, особенно для родителей девочек, что понятно. Я бы тоже была бы крайней против того, чтобы моя дочь стала "подлеском". Жизнь в грязи и антисанитарных походных условиях и сама по себе опасна и чревата кучей приобретенных хронических заболеваний, так кроме этого еще и весь сопутствующий букет: алкоголь, наркотики, беспорядочные половые сношения и так далее.
Даже ученикам Г.А. не нравится Флора, но тем не менее сам Учитель их всячески поддерживает, и морально, и даже материально, периодически вместе с учениками ездит в их стойбище, привозит продукты и медикаменты.
Сам Г.А.Носов - учитель по призванию, настоящий Учитель. Г.А. является руководителем движения по воспитанию нового класса учителей. Преподает в лицее, куда отбирают детей только по качествам, соответствующим будущему Воспитателю, обладающих педагогическим талантом. В своей работе Г.А. проповедует милосердие, и учит этому своих учеников.
Милосердие — это этическая позиция учителя в отношении к объекту его работы, способ восприятия.
Там, где присутствует милосердие, — там воспитание. Там, где милосердие отсутствует, — где присутствует все, что угодно, кроме милосердия, — там дрессировка.При этом учит и воспитывает он не только учеников и молодежь, он так же наставляет и воспитывает высших руководителей города и области, других учителей и прочих взрослых. Но несмотря на уговоры Г.А., движение фловеров вызывает массу недовольства, пикеты возмущенных родителей, требования разогнать эту шайку тунейядцев и вернуть детей в семьи и так далее. Г.А. пытается снизить накал, но безуспешно.
А вторая часть - это рукопись "ОЗ", которую дал своему ученику Г.А. для работы над отчетом-экзаменом "Учитель двадцать первого века".
Автор дневника и сам не знает, что это за рукопись и кто ее автор. Он даже точно не знает, что означает заглавие рукописи.
Первое время я думал, что это цифры «ноль» и «три», и только много лет спустя сообразил сопоставить эти буквы с эпиграфом на внутренней стороне клапана папки: «…у гностиков ДЕМИУРГ – творческое начало, производящее материю, отягощенную злом» {4} . И тогда показалось мне, что «ОЗ» – это, скорее всего, аббревиатура: Отягощение Злом или Отягощенные Злом, – так свою рукопись назвал неведомый автор. (С тем же успехом, впрочем, можно допустить и то, что ОЗ – не буквы, а все-таки цифры. Тогда рукопись называется «ноль – три», а это телефон «Скорой помощи», – и странное название вдруг обретает особый и даже зловещий смысл.Возможно есть еще и отсылки к Изумрудному городу и стране Оз. Хотя авторы больше руководствуются "Мастером и Маргаритой" Булгакова, нежели сказками Баума/Волкова.
Автором рукописи является Сергей Корнеевич Манохин, астрофизик по профессии, сотрудник обсерватории. Но это также не точно, просто от лица Манохина идет повествование в рукописи. И Манохин описывает, как он попал на работу к неким очень загадочным личностям: Демиургу и его помощнику Агасферу Лукичу Прудкову, который всем представляется страховым агентом. Загадочные личности обладают невероятными возможностями и собирают человеческие души. Сам Манохин попался на вопрос науки. Он выдвинул ошибочную астрофизическую теорию, а Агасфер Лукич пообещал поменять законы мироздания так, чтобы описанный в теории эффект действительно имел место. Так то.
Рукопись ОЗ обрывается на том моменте, когда к Демиургу пришел юный Г.А. Что он просил за свою душу остается открытым, читателю предстоит додумывать это самому.В книге вообще очень много недомолвок и недосказанностей, и те,кто читает этот роман, должны сами додумывать в пределах своего понимания. И это по своему очень правильно. Сначала ты ничего вообще не понимаешь, потом понимание открывается с новыми главами романа, а в конце ты понимаешь ВСЁ, и это по-настоящему страшно и жутко. Потому что становится ясно, что будет происходить за точкой. Будет распятие и гибель мессии, будет становление новое религии, в крови и боли, в муках и сопротивлении, со своими апостолами и своими великомучениками. И самый главный вопрос - будет ли эта религия настолько сильной, чтобы стать настоящей религией.
И коротко хочу сказать о героях, кем они были в моем понимании. Сразу оговорюсь, что не считаю себя ни умным, ни тем более мудрым человеком, мне не хватает образования во многих сферах, а так же жизненного опыта, начитанности и насмотренности, чтобы хоть сколько-нибудь приблизиться к авторам. И это не анализ, а только мои впечатления и только мое понимание книги. В Википедии роману посвящена длинная статья, не стала ее читать, чтобы не сбивать себе впечатления и не принимать чужие мнения. Об этой книге вообще много говорено и переговорено всякими разными умными людьми. Почитаю позже. Сам роман так же планирую перечитывать, и скорее всего неоднократно. И хотелось бы понять его самой, а не ждать объяснений.
Г.А.Носов.
Сами авторы отсылают этого персонажа к Иешуа Га-Норци, героя романа Булгакова "Мастер и Маргарита". И практически до самого конца именно он более всего подходит на роль нового мессии. Но в самых последних главах дневника Мытарина становится понятно, что новый мессия не он, а его сын - глава движения флоферов, которого все называют нуси. В последнем споре, когда Г.А. призывал сына покинуть место стоянки, чтобы избежать кровопролития, уйти от уже запланированной акции по разгону и захвату фловеров, нуси говорит отцу: «Папа, зря ты меня позвал, и зря я к тебе пришел. У тебя свои ученики, у меня – свои. У вас, папа, своя правда, а у нас – своя».
И в таком случае Г.А. скорее оказывается в роли Иосифа Аримафейского, того, кто примет тело мессии, и кто будет оплакивать его смерть. Хотя, о том, что произойдет в итоге, и кто погибнет и кто выживет, в книге ничего не говорится.Демиург
Тоже не самая понятная сначала фигура. Хотя тут авторы ничего не скрывают, объясняют сразу. И тем, что он сам себя называет Демиургом: демиург - создатель. И тем, как обращается к нему Агафон Лукич. И тем, как он выглядит.
Один стоял у окна и смотрел вниз, на грязевые пространства под серым моросящим небом. Он был огромного роста, и была на нем черная хламида, совершенно скрывавшая его телосложение. Нижний край ее свободно располагался на полу, а в плечах она круто задиралась вверх и в стороны наподобие кавказской бурки, но так энергично и круто, с таким сумрачным вызовом, что уже не о бурке думалось, – не бывает на свете таких бурок! – а о мощных крыльях, скрытых под черной материей. Впрочем, никаких крыльев, конечно, там у него не могло быть, да, наверное, и не было, просто такая одежда необычайного и непривычного фасона. И не была эта одежда более странна и непривычна, чем сам ее материал с чудящимися на нем муаровыми тенями: ни единой складки не угадывалось на поразительной хламиде, ни единой морщины, так что казалось временами, будто и не одежда это никакая, а мрачное место в пространстве, где ничего нет, даже света.И эта хламида конечно же не крылья, это дверь. В то пространство, где нет ничего. И возможно, это пространство ждет того, кто снова скажет "СЛОВО", которое было в начале. И именно ради этого СЛОВА Бог ищет нового Демиурга, ищет Человека.
В конце концов во второй части книги Демиург сам полностью представляется майору госбезопасности, который пришел допросить его.
– Кто вы такой?
– У меня много имен. Меня зовут Гончар, Кузнец, Ткач, Плотник, Гефест, Гу, Ильмаринен, Хнум, Вишвакарман, Птах, Яхве, Милунгу, Моримо, Мукуру… Достаточно, я полагаю?
– Я не спрашиваю ваше имя. Я спрашиваю, кто вы такой.
– Я гончар, кузнец, плотник, ткач… Неужели мало? Я Демиург, наконец.
– Но вы, я полагаю, человек?
– Конечно! В том числе и человек.
– Так откуда вы прибыли?
– Да ниоткуда я не прибыл. Я был здесь всегда.
– Вот в этой самой комнате?
– Эта комната была здесь не всегда, майор. А я – всегда. В известном смысле. Причем и здесь, и не только здесь.
– Это любопытно. Насколько мне известно, человек такими возможностями не обладает. Прикажете мне сделать вывод, что вы все-таки не человек?
– Человек такой способностью не обладает. Верно. Зато я обладаю способностью быть человеком. И не только человеком.И в разговоре с майором Демиург так же говорит зачем он пришел:
– Я ищу Человека.
– Кого именно?
– Я ищу Человека с большой буквы.И в конце романа дается понимание, что Демиург его нашел.
Рукопись ОЗ обрывается на том моменте, когда к Демиургу пришел юный Г.А.Носов. И с того визита, до событий описанных в дневнике Игоря Мытарина (тоже говорящая фамилия) так же прошло сорок лет.Агасфер Лукич Прудков
Это самый интересный персонаж во всей книге. Так же многолик и обладает многими именами. Это и один из учеников Иесуса Иоанн, позже ставший Иоанном-Богословом, который впоследствии написал "Откровения" известные так же под названием "Апокалипсис". Это и Агасфер - вечный жид, проклятый и обреченный на вечную жизнь, такой вот вариант вечных мук. Это и Малх - раб первосвященника, который участвовал в аресте Иисуса. А так же Раххаль из Корана, сподвижник Масламы и любовник пророчицы Саджах Месопотамской.
Здесь же Агасфер Лукич представляется страховым агентом.
Его (Демиурга) собеседник отозвался не сразу. Видимо, совсем не боясь испачкаться, он сидел на топчане, скрестив короткие, не достающие до пола ножки, и быстро проглядывал пухлый растрепанный блокнот, то и дело подхватывая и водворяя на место выпадающие странички. Маленький, толстенький, грязноватый человечек неопределенного возраста, в сереньком обтерханном костюмчике: брюки дудочками, спустившиеся носки, тоже серые, и серые же от долгого употребления штиблеты, никогда не знавшие ни щетки, ни гуталина, ни суконки. И серенький скрученный галстук с узлом, как говорят англичане, под правым ухом.
Человечку этому было, наверное, жарко, пухлое лицо его было красно и покрыто мелкими бисеринками пота, влажные белесые волосенки прилипли к черепу, сквозь них просвечивало розовое. Шляпу свою и пальтишко человечек снял, и они неопрятной, насквозь мокрой кучей валялись в уголке вместе с разбухшим обшарпанным портфелем времен первого нэпа. Совершенно обыкновенный человечек, не чета тому, что черной глыбой возвышался перед окном.И этот маленький серый человечек, похожий на неопрятного Евгения Леонова (так его описали авторы) является коллекционером и собирателем душ. А его видавший виды портфель - это настоящий портал в Преисподню. Самому Демиургу души вообще без надобности. Хотя свое чувство юмора в отношении к самым ярким человеческим образцам он демонстрирует в конце книги, когда отправляет Поросюхина в мир, полностью соответствующий поросюхинским мечтам.
Но Агасфер Лукич к собиранию душ относится, как настоящий ценитель и коллекционер. Правильно, надо же как-то развлекаться, чтобы не спятить в процессе вечной жизни.
Где-то в конце восьмидесятых годов, в процессе непрекращающегося расширения областей своего титанического сверхзнания, Иоанн-Агасфер обнаружил вдруг, что между двустворчатыми раковинами вида П. маргаритафера и существами вида хомо сапиенс имеет место определенное сходство. Только то, что у П. маргаритафера называлось жемчужиной, у хомо сапиенсов того времени было принято называть тенью. Харон перевозил тени с одного берега Стикса на другой. Навсегда. Постепенно заполняя правобережье (или левобережье?), они бродили там, стеная и жалуясь, погруженные в сладостные воспоминания о левобережье (или правобережье?). Они были бесконечны во времени, но это была незавидная бесконечность, и поэтому ценность теней как товара была в то время невысока. Если говорить честно, она была равна нулю. В отличие от жемчуга.
Люди того времени воображали, будто каждый из них является обладателем тени. (Так, может быть, раковины П. маргаритафера воображают, будто каждая из них несет в себе жемчужину.) Иоанн-Агасфер очень быстро обнаружил, что это – заблуждение. Да, каждый хомо сапиенс в потенции действительно способен был стать обладателем тени, но далеко не каждый сподобливался ее. Ну, конечно, не один на тысячу, все-таки чаще. Примерно один из семи-восьми.
Некоторое время Иоанн-Агасфер развлекался этой новой для себя реальностью. Азарт классификатора и коллекционера вдруг пробудился в нем. Тени оказались замечательно разнообразны, и в то же время в разнообразии этом угадывалась удивительной красоты и стройности схема, удивительная структура, многомерная и изменчивая. Он углубился в анализ этой структуры. Ему пришлось создать то, что значительно позже будет названо теорией вероятности, математической статистикой и теорией графов. (Он открыл для себя мир математики. Это открытие потрясло его.)При этом Агасфер Лукич вовсе не демон, он такая же часть божественного, как и сам Демиург. Тот, без которого Демиург не может обойтись, ни вообще, ни в своих поисках. Кстати, Агасфер Лукич тоже с людьми не церемонится, и демонстрирует свое чувство юмора, такое же "доброе", как и у Демиурга. Такой вот замечательный и прекрасный персонаж. Такой, каким и должен быть данный человек. Иначе, наверное, нельзя жить вечно, обладать абсолютным знанием и оставаться при этом человеком.
Ну вот, более-менее получилось описать свои впечатления. Хоть и уверена, что позже вспомню еще что-то, чем хотелось бы поделиться.
Повторюсь, книгу буду обязательно перечитывать. Как и "Хромую судьбу", которую читала много лет назад, и которая, помнится, произвела на меня такое же неизгладимое впечатление. Пора его обновить. А так же "Улитку на склоне", ее тоже читала так же давно, и вообще ничего не поняла. Надо проверить, как будет сейчас. И "Мастера и Маргариту" само собой. Этот роман очень люблю и читала много раз, но последний был достаточно давно, и уже настойчиво требует возвращения к нему.Озвучка очень понравилась. Книгу читал Владимир Левашев.
Содержит спойлеры37396