Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Жизнь Клима Самгина. В четырех частях. Часть 1

Максим Горький

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июня 2025 г.

    Дополнение о Петербурге

    Как же можно было написать рецензию и не упомянуть в ней о том, что слегка приподняло меня из кресла, когда я дошла до описаний Петербурга, нарисованных глазами Клима Самгина, которые, как я подозреваю, отражают видение самого автора. Да впрочем и не только взгляд на Питер, я думаю. А приподняло меня вместе со смешком, который нечаянно вырвался... От удовольствия, конечно... О, наконец-то, подумала я, вижу свои мысли, да ещё на страницах классика. Все в восторге от этого древнего города, а я в унынье, как и Клим. В книге начало 20 века, я гостила в городе на Неве в начале 21... А ничего не изменилось, почти. Он всё такой же, как его описал Горький. Перехожу к первоисточнику.

    "О Петербурге у Клима Самгина незаметно сложилось весьма обычное для провинциала неприязненное и даже несколько враждебное представление: это город,не похожий на русские города, город черствых, недоверчивых и очень проницательных людей; эта голова огромного тела России наполнена мозгом холодным и злым. Ночью, в вагоне, Клим вспоминал Гоголя, Достоевского."

    Я не знаю, каковы люди в Питере, гостила там только в течении недели. Но то, что город резко не похож ни на один другой город России - это просто бросается в глаза и немного шокирует. И хочется спросить остальных - вы что, действительно этого не видите? В нём же что-то не так, он из какой-то глубины веков, он странно построенный, не похожий на другие древние города и немного жуткий, как покинутый старый дом с тёмными окнами и высокими потолками... Или как старинный дом, который забыли отреставрировать и открыли там современный офис...

    "Густой туман окутывал город, и хотя было не более трех часов пополудни, Невский проспект пытались осветить радужные пузыри фонарей, похожих на гигантские одуванчики. Липкая сырость увлажняла кожу лица, ноздри щекотал горьковатый запах дыма. Клим согнул шею, приподнял плечи, посматривая направо и налево в мокрые стекла магазинов, освещенных внутри так ярко, как будто в них торговали солнечными лучами летних дней."

    По панелям, смазанным жидкой грязью, люди шагали чрезмерно торопливо и были неестественно одноцветны.Каменные и тоже одноцветные серые дома, не разъединенные заборами, тесно прижатые один к другому, являлись глазу как единое и бесконечное здание. Его нижний этаж, ярко освещенный, приплюснут к земле и вдавлен в нее, а верхние, темные, вздымались в серую муть, за которой небо не чувствовалось."

    Точно, это очень точно! Выделено мною в тексте и в целом автором именно то, что бросается в глаза и производит очень странное и довольно тяжёлое впечатление, когда видишь эту архитектуру впервые. Есть современный альтернативный взгляд на то, кем он был построен и зачем. И это расходится с официальной версией истории в разные стороны. И когда начинаешь вдумываться и осматривать город под этим углом, то... Увы, мозаика сходится, как пазл... Озвучивать не стану.

    "Среди этих домов люди, лошади, полицейские были мельче и незначительнее, чем в провинции, были тише и покорнее. Что-то рыбье, ныряющее заметил в них Клим, казалось, что все они судорожно искали, как бы поскорее вынырнуть изглубокого канала, полного водяной пылью и запахом гниющего дерева. Небольшими группами люди останавливались на секунды под фонарями, показывая друг другу из-под черных шляп и зонтиков желтые пятна своих физиономий.

    Водяная пыль и просто пыль, которая покрывает там, как кажется, всё вокруг и делает город унылым и заброшенным, особенно внутренние дворики. Таковы и мои впечатления, увы...

    "Сквозь туман Клим видел свинцовый блеск воды, железные решетки набережных, неуклюжие барки, погруженные в черную воду, как свиньи в грязь. Эти барки были оскорбительно неуместны рядом с великолепными зданиями.Тусклые стекла бесчисленных окон вызывали странное впечатление: как будто дома туго набиты нечистым льдом. Мокрые деревья невиданно уродливы, плачевно голы, воробьи невеселы, почти немы, безгласно возвышались колокольни малочисленных церквей, казалось, что колокольни лишние в этом городе. Над Невою в туман лениво втискивался черный дым пароходов; каменными пальцами пронзали туман трубы фабрик. Печален был подавленный шум странного города, и унизительно мелки серые люди в массе огромных домов, а все вместе пугающе понижало ощутимость собственного бытия." 

    Боже, "дома набиты нечистым льдом"гениально! Лучше не сказать, действительно - окна в этих огромных безликих домах именно такие.. Страшно. У меня есть дурная привычка заглядывать во время вечерней прогулки в чужие освещённые окна, если они не зашторены.. И считывать внутреннюю жизнь чужих жилищ. И каждый раз я мысленно хлопаю себя за это по щекам! Зачем смотришь, чтоб настроение испортить? Любопытство не порок, а всегда душевное испытание - каждый раз убеждаюсь.

    Так вот, я всматривалась в окна питерских домов по своей старой привычке, которая дана свыше, и моё сердце леденело, будто я заглянула в некий склеп, который давно покинула жизнь и остался лишь застывший лёд потустороннего...

    Вот под таким углом мы с моим земляком или с его героем всматривались во всеми любимый Петербург и совпали в своих ощущениях. Это не могло меня не порадовать, хоть я и забыла раскрыть данную тему в отзыве. Зато, написанная когда-то рецензия на "Белые ночи" Достоевского, написанная сразу после посещения нашей северной столицы, тоже отразила моё отношение к Питеру. Вот частичка моего отзыва:

    То, что я увидела в реальности немного, мягко сказать, шокировало меня, вызывая противоречивые чувства по отношению к этому "атмосферному" городу. Моему взору предстал старый и древний великан, о котором все говорят, но никто не заботится. Его одежды запылёны и грязны, он давно не умывался, простите за сравнение. На его шляпе завихрения паутины в виде бесконечных проводов, которые бросаются в глаза, как ни в одном другом городе. Старая архитектура небрежно облеплена налётом современности в лице неэстетичных вывесок, мусорных баков, неприятных запахов и огромной разношёрстной толпы, среди которой поздним вечером просто опасаешься перемещаться ввиду присутствия в ней особей неопределённого пола и происхождения. Моё сердце сжималось от неожиданной жалости по отношению к этому памятнику нашей истории. Я впервые увидела "Петра творенье..." воочию и нет, не смогла полюбить, ибо жалость - не есть любовь.

    58
    513