Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Метафизика русской литературы

Владимир Сарычев

  • Аватар пользователя
    Аноним20 июня 2025 г.

    В наши дни, когда многие исследователи предпочитают обращаться к творчеству писателей-постмодернистов, делая акцент на сугубо эстетическом и формальном анализе поэтики их произведений вне контекста общенациональной художественно-культурной традиции, переиздание книги «Метафизика русской литературы» (Липецк, 2020) Владимира Александровича Сарычева приобретает особый смысл. Собрание трудов за многие годы продуктивной научной деятельности «цементируется» идеей поиска «нравственно-ценностных доминант» «русской национальной литературы и философской мысли на всем протяжении их исторического существования» (с. 7). Важность и своевременность такого подхода в условиях возрастающей значимости патриотического и духовно-нравственного воспитания невозможно переоценить.
    В фокусе внимания автора находится золотой фонд русской литературы: как классическое её наследие (Пушкин, Гоголь), так и творчество крупнейших представителей ХХ века (Горький, Блок, Бунин, Маяковский и других). Всех этих разных и самобытных писателей объединяют глубокие размышления о национально-культурном своеобразии России, ее прошлом и будущем, ощущение «духоносной, пророческой миссии», «ответственность» художника «перед своим словом» (с. 7).
    Книга Владимира Александровича Сарычева позволяет увидеть по-новому знакомые со школьной скамьи произведения и познакомиться с менее известными, сделать для себя много читательских открытий.
    Чрезвычайно злободневными представляются мысли автора, высказанные им в послесловии («Вместо заключения») о необходимости такого преподавания русской литературы в школе, которое воспитывает «ученика как гражданина родной страны» (с. 329), о недопустимости произвольного сокращения школьной программы по литературе и часов на её изучение, заметной диспропорции между литературой зарубежной и отечественной в ущерб последней и многие другие, предостерегающие нас от равнодушия к родному слову и разрушительных последствий этого равнодушия.

    5
    206