Рецензия на книгу
Вампир Арман
Энн Райс
Аноним19 июня 2025 г.Несчастный ребенок и вечный вампир
Мне понадобилось ровно полгода, чтобы вернуться к циклу после «Мемноха-дьявола». С одной стороны, есть что-то в слоге Энн Райс притягательно-тягучее, мрачное, с другой же, мне с каждой книгой все сложнее было пробираться через религиозную философию, и «Мемнох» собрал ее всю.
Но я дала себе еще один шанс с циклом, потому что мне интересен Арман — этот вечный хрупкий красивый юноша, который пытался умереть на солнце в религиозном экстазе. Не самый обычный поступок, даже в мире вампиров Райс. После этой части вопросов к его действиям больше не осталось, скорее лишь жалость. Возможно, раньше эта книга воспринималась совсем иначе, но сейчас я увидела лишь очень много раз сломанного ребенка, который знал только травму.
Его история (неожиданно) началась в Киево-Печерской Лавре. Его звали Андрей, и даже ребенком он уже был талантливым иконописцем. Настолько талантливым, что монахи призывали его в полному отказу от мирского. Но ему не суждено было провести всю оставшуюся жизнь в подвалах монастыря, так как его берут в плен татары и продают в рабство в Константинополе. Из-за психологической травмы мальчик забывает свое имя и свое прошлое, он раз за разом переживает насилие в борделе.
Но его перекупают и он попадает в Венецию, к древнему вампиру Мариусу, который дает ему новое имя — Амадео, и растит его в своих богатых покоях. Причем растит как любовника. И, хоть для Армана это светлая полоса воспоминаний, насилие над ним продолжается, хоть и перестает быть внешне жестоким. В конце концов, именно Мариус превращает его в вампира, когда мальчику исполняется семнадцать лет.
(Хронологию, даты и исторические недостоверности оставим на совести писательницы. В конце концов, это же фэнтези...)
После травматичного расставания с Мариусом, Амадео попадает в настоящую секту вампиров, где получает свое имя Арман, и в которой проводит столетие, пока не встречает Лестата.
То есть почти всю жизнь Арман подвергался и эмоциональному, и физическому насилию, и часто это насилие для него было связано с верой (желание монахов замуровать его в келье в детстве, а затем и сектанты, которые настаивали, что убивают людей во имя Бога). И поэтому он столь нестабилен, и поэтому готов поверить в то, что Лестат видел ад и рай, даже если в этом сомневается сам Лестат и все остальные вампиры.
Поэтому Арман вызвал у меня сочувствие и симпатию. И книга читалась далеко не так мучительно, как предыдущая, мне были понятны религиозные размышления и метания героев. Достаточно мрачная и жестокая часть, очень неторопливая (как и все части) и, пожалуй, очень продукт своего времени (почти тридцать лет книге как-никак). Смена декораций на каждый из периодов Армана достаточно яркая и интересная, да и второстепенных интересных персонажей хватает, но... я продолжаю не понимать, как относиться к этому циклу. Он где-то посередине между «зачем я это читаю?» и «где там следующая книга?».
37131