Рецензия на книгу
Александр Дюма. Собрание сочинений в 15 томах. Том 8
Александр Дюма
Аноним14 июня 2025 г.И чем в итоге завершилось противостояние трех Генрихов?
Вопрос, конечно, хороший, но автор как будто и не спешит отвечать на него. Роман «Сорок пять» является завершением трилогии о борьбе Генриха Наваррского за французский престол. По идее здесь не должно быть никаких сюрпризов – Генрих Валуа должен быть свергнут, на его место приходит Генрих Бурбон, но... Это согласно истории. А у Дюма-то роман называется «Сорок пять», верно? Кто такие эти сорок пять? Какова их роль во всех этих дворцовых интригах и сюжетных перипетиях? Давайте разбираться вместе!
Итак, в центре повествования как в двух предыдущих частях – «Королева Марго», «Графиня де Монсоро» - борьба за корону Франции трех Генрихов: Валуа, Бурбона и де Гиза. Валуа пытается всеми силами удержаться на троне, Бурбон же и де Гиз – трон этот получить. В общем, страсти в книге кипят нешуточные. Сюжет, как это всегда бывает в произведениях Дюма-отца, закручен-заверчен настолько, что остается только успевать внимательно следить за полетом авторской фантазии и невероятными судьбами персонажей – главных и второстепенных.
На страницах романа читателю снова повстречаются знакомые по предыдущим частям истории герои – бесконечно преданный своему королю Шико, карикатурный монах-обжора Горанфло, убитая горем и жаждущая мести прекрасная графиня де Монсоро и верный ей и безвременно почившему господину лекарь Реми. Словом, история продолжается и неумолимо приближается к своему логическому завершению, так?
Так. Да не совсем. Финал автор оставляет открытым. О том, чем именно закончится борьба короля Наварры за французскую корону, читатель, по-видимому, должен догадаться исходя из собственных знаний истории. Почему? Потому что именно эта сюжетная ветка и остается незавершенной. А что же со всем остальным? Тут все вполне себе неплохо и даже весьма интересно.
По сути, название романа «Сорок пять», как и двух предшествующих ему, должно отсылать к главным действующим лицам. Так ли это? Да. Ровно до середины книги. Единственный оставшийся в живых верный, но трусливый соратник Генриха III герцог д'Эпернон решает набрать отряд телохранителей для защиты короля. Ну, и для собственной безопасности чего уж. Отряд этот состоит из сорока пяти французских дворян разного сорта: богатых и бедных, благородных и трусливых. Многие из них – гасконцы. Прибывают они в Париж со всех уголков Франции инкогнито. Перед читателями проплывает бесконечная вереница портретов и имен. Знай только запоминай кто есть кто, у кого какая внешность, какой характер... И вот вопрос: а надо ли их всех запоминать? Так ли значительны все эти персонажи в контексте основного повествования, если уже буквально через несколько глав автор очертит тот самый круг немногих героев, вокруг которых, собственно, и будет строится сюжет?
Именно перегруженность повествования самыми разнообразными, во многом одноразовыми, эпизодическими героями, на мой субъективный взгляд, является первым, хоть и не самым существенным, минусом романа.
Второй минус, как уже говорилось ранее, это незавершенность основной сюжетной линии.
Конечно, отрадно осознавать, что несчастная графиня де Монсоро таки сумела отомстить этому мерзкому герцогу Франсуа Анжуйскому, молодая и прекрасная женщина наконец может обрести хотя бы некоторое подобие покоя в монастыре после многих лет терзаний. Приятно видеть верного старого Шико в добром здравии и неизменном действии во благо своего друга и повелителя. История герцога де Гиза, по идее, должна бы прийти к своему логическому завершению согласно истории, но...
Тут-то мы и натыкаемся на это самое «но». Автор как будто вовсе не хочет завершать эту историю так, как она должна бы завершиться. Как будто что-то ему помешало. Может, личные симпатии к персоне де Гиза? Или разрыв Дюма с его постоянным соавтором Огюстом Маке? Вполне вероятно, что все в совокупности. Но история, как бы там ни было, осталась все ж-таки незавершенной.
В целом, роман «Сорок пять» лично мне понравился. Мне понравилось в нем абсолютно все. Все, кроме последней главы. Я до последнего надеялась, что Дюма таки покажет Генриха Наваррского триумфатором в этом противостоянии. Настолько хорошо прописанным мне показался этот персонаж. Очень уж хотелось увидеть его на троне. Увидеть, несмотря на все симпатии к сподвижникам Генриха Валуа и некоторой жалости к самому слабосильному монарху. М-да...
Почему я на это надеялась? Знала ведь заранее о незавершенности этой сюжетной ветки. Скорее всего, как обычно увлеклась хитросплетениями повествования. Очень уж люблю я произведения Александра Дюма-отца.
15189