Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Освальд Шпенглер и закат Европы

Фёдор Степун

  • Аватар пользователя
    Аноним13 июня 2025 г.

    Неоднозначные миры Шпенглера.

    В этой статье  философ Фёдор Августович Степун, читавший в 1921 году в России лекции о книге  Шпенглера "Закат Европы", размышляет о причинах написания столь необычного произведения. Для него эта книга -  не просто научный текст, а произведение искусства, в котором  отражены личные переживания, а философские термины заменены  яркими метафорами и образами.  С этим трудно не согласиться! По мнению автора,
    помыслы Шпенглера устремлены к катастрофе и  выражают некое страдание, безусловно вызванное полным разочарованием в силе разума в связи с ужасами Первой мировой войны.

    В статье анализируются понятия культура и цивилизация, с точки зрения Шпенглера : культура — это творчество, миф, искусство и государственная идея;  цивилизация — это умирание созидающих энергий, замена религии и метафизики этикой и практикой.
    Цивилизация представляет собой неизбежную форму смерти культуры.

    Автор говорит, что следует отметить парадоксальность взглядов Шпенглера. С одной стороны, Шпенглер обладал внушительными академическими знаниями, с другой – придерживался ненаучного подхода к философии, сочетая скептицизм с предсказанием гибели европейской культуры.

    Согласно Степуну, Шпенглер, будучи эрудированным мыслителем, отвергал методологию научной философии, заменяя её «живым опытом» и интуицией. Он отрицал существование абсолютной истины, называя её «ложью», и предрекал гибель европейской культуры.

    Степун указывает на фактические неточности в работе Шпенглера, но оправдывает их тем, что для автора «факты – лишь биографы его внутреннего опыта», что делает книгу субъективной, но внутренне согласованной.

    Несмотря на критику, Степун признаёт значимость книги Шпенглера как яркого отражения эпохи, особенно в контексте социальных потрясений начала XX века.

    Статья заканчивается глубоко философским вопросом актуальным и поныне, вселяющим оптимизм и  надежду на возможность некого духовного подъёма:






    "Когда душу начинают преследовать мысли о смерти, не значит ли это всегда, что в ней пробуждается, в ней обновляется религиозная жизнь?"
    90
    155