Рецензия на книгу
Выбор Софи
Уильям Стайрон
Аноним10 июня 2025 г.- Скажи мне, где в Аушвице был Бог?
- А где был человек?Первое, что необходимо сказать, роман «Выбор Софи» Уильяма Стайрона совсем не то, чем кажется. И если вы совсем ничего о нем не знаете, и, если что-то слышали, и даже если вдруг проспойлерили себе те или иные сюжетные повороты (хотя лучше так не делать, если решили читать, мой вам совет, не гуглите вообще ни-че-го, связанного с романом, поверьте, - оно вам не нужно) – не переживайте, ничто не сможет на 100 % подсказать вам, что же вы найдете внутри. Слишком уж многогранная и глубокая это вещь.
Может показаться, что роман «обманывает ожидания» своего читателя. Читая название и аннотацию, мы ждем Софи, польку, пережившую ужасы войны в оккупированной Польше, и бывшую заключенную концентрационного лагеря, а добрых 60% романа получаем Стинго – вполне благополучного уроженца юга США 22 лет от роду, мечтающего о писательской карьере и сгорающего от неуёмного сексуального желания, которому никак не находится выхода. Именно это по сути своей побудило меня поставить действительно большому многогранному роману, написанному так, что по мере чтения читателю то и дело требуется собирать себя по кусочкам снова и снова, 4 / 5.
На самом деле, кроме Софи и Стинго, в романе есть еще один центральный персонаж – Натан. Нью-йоркский еврей, которому в годы войны ничто не угрожало, но который ввиду своего психологического склада оказывается невероятно травмирован, происходящим нюрнбергским процессом, настолько, что готов возложить вину за Освенцим на всех, кто не принадлежит к его нации.
И всех центральных персонажей Стайрона по сути своей объединяет то самое фантомные (и не очень) чувство исторической вины, которую они вынуждены нести на своих плечах. «Вина» у всех разная и страдают они от нее по-разному, также как по-разному пытаются справиться с ней, но то что, вина выжившего преследует их и не дает спокойно жить – это факт.
При этом автор так строит свое повествование, что вы постоянно находитесь в перманентном состоянии эмоциональных качелей. Вы выдыхаете, а потом снова получаете поддых, приходите в себя и думаете, что теперь уж точно готовы ко всему, а потом снова получаете по башке удар невероятной силы. И сам рассказчик, и Софи, которой он время от времени дает голос, так строят свое повествование, что призма читательского восприятия делает такие кульбиты, что остаться на ногах после такого без шансов.
Книга называется «Выбор Софи», но весь ужас заключается в том, что свой выбор Софи пришлось делать не раз и не два. Мы наивно ждем ТОГО САМОГО выбора, пока, наконец, не понимаем, что Софи все 700+ страниц только и делает, что выбирает. Каждый день, вставая с постели, она делает свой выбор. И может показаться, что роман Стайрона целиком и полностью посвящен разгадыванию тайны выбора, но на самом деле за этой тайной скрывается еще одна – тайна Аушвица и фашизма в целом: как объяснить ту беспрецедентную бесчеловечность, присущую нацистам, и о чем все это говорит каждому из нас? Лично мне этот роман лишний раз доказал, что нацизм и те зверства, что были ему присущи, - это далеко не всегда идеология, «работа», система, это ещё и бытовое зло каждого конкретного человека, почувствовавшего свою власть, выбор одних людей делать с другими людьми то, что они делали.
При этом Стайрону не нужно детально описывать все ужасы Освенцима, его героиня Софи вообще довольно скупа на воспоминания на эту тему, по понятным причинам, конечно, но вбрасывая те или иные детали, малыми средствами так сказать, ему удаётся перевернуть мир своего читателя, размазать его по стенке, пропустить через эмоциональную мясорубку, чтобы дать возможность потом собрать себя заново, возможно, лучшим человеком, чем он был до этого. Это книга, которая во всех отношениях прокачивает эмпатию своих читателей.
585- Скажи мне, где в Аушвице был Бог?