Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    Аноним8 июня 2025 г.

    «Мы в ответе за тех, кого приручили» (Антуан де Сент-Экзюпери)

    Я всегда думала, что роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» о том, как Виктор Франкенштейн создал кого-то наподобие человека, а тот внезапно оказался жутким, кровожадным монстром. Какого же было моё удивление, когда во время чтения выяснилось, что всё не совсем так. Я бы даже сказала, совсем не так.

    По сути, монстр Франкенштейна — это чистый лист. Глина, из которой под воздействием окружающего мира постепенно вылепилось определённое существо со своими страхами, желаниями, надеждами, разочарованием и болью. И вина за то, что монстр стал монстром, целиком и полностью лежит на Франкенштейне.

    Виктор Франкенштейн, на мой взгляд, личность малопонятная и крайне неприятная. Захотел почувствовать себя Богом, создал живое существо, так будь добр, держи марку и оставайся если не Богом, то хотя бы Божком до конца. Он же просто мудак малодушный трус, испугавшийся… чего? Внешней непривлекательности созданного им существа? Серьёзно? Виктор собирает «нечто» из, скажем так, подручных средств, так на что он рассчитывает? Что это «нечто» вдруг обернётся прекрасной Афродитой, вышедшей из пены морской? Или он творил существо с закрытыми глазами? Ну хорошо, по каким-то непонятным мне причинам, Виктор вдруг чётко осознал, что создал монстра не только внешне, но и по сути. Что он тут же сделал? Правильно, сбежал, позволив монстру гулять на все четыре стороны. Гениально (нет)!

    Ладно, выдыхаем… Думаю, вы и так уже поняли, как мне «полюбился» Виктор Франкенштейн. Всю книгу вплоть до последней строчки мои симпатии были на стороне монстра, несмотря ни на что.

    Что касается симпатий самой Шелли, то тут трудно судить однозначно. Если вспомнить авторское предисловие, то становится очевидно: главная мысль, которую она транслирует, заключается в том, что человек не должен брать на себя роль Бога, ибо ни к чему хорошему это не приведёт. Для меня же эта книга о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Или создали. Именно наше безразличие и равнодушие порождает монстров.

    Сея семена ненависти, не стоит ждать, что прорастут ростки любви.

    «Франкенштейн, или Современный Прометей» — тот роман, с которым следует познакомиться уже хотя бы потому, что он стоит у истоков научной фантастики. Ну и потому, что он один из первых ярких представителей жанра готического романа. Однако тут важно помнить, что прошедшие столетия сделали своё дело: сейчас роман кажется несколько простоватым, наивным и совсем не страшным.

    Современному читателю может не понравиться, что Шелли ни единым словом не описала процесс создания монстра. Я же отнеслась к этому с улыбкой. Думаю, её фантазии, сформированной XIX-ым веком, просто на это не хватило.

    Читается роман быстро, местами увлекательно. Ни на секунду не пожалела о потраченном на него времени.

    46
    4,2K