Рецензия на книгу
Дизайн всего. Как появляются вещи, о которых мы не задумываемся
Скотт Беркун
Аноним6 июня 2025 г.Туалеты не должны делиться по полу, чтобы трансгендеры чувствовали себя в безопасности (с)
Скажу сразу: я не дизайнер. Возможно поэтому не поняла всей гениальности книги от гуру… всего. Нет, правда – почитайте об авторе, который и чтец, и жнец, и на дуде игрец (надеюсь, в хорошем смысле этого слова). Проникнитесь мыслью, что хочет до вас донести Скотт Беркун, и падите ниц! Я же почешу затылок и спрошу, что это, собственно, было.
Нельзя сказать, несмотря на все мои ехидства, что книга полностью бесполезна. Например, автор дает хороший чек-лист, позволяющий укоротить фантазии особо ретивых и вспомнить о реальных людях, для которых все делается. Приводит для наглядности примеры неудачного дизайна, объясняет, почему порой приходится идти на компромиссы – и почему вещь, дизайн которой давно пора переделать, остается такой, какая есть. Он не скрывает, что часто решает не удобство, а деньги, и с этим приходится просто мириться.
Выводит он и понятие «дизайн» на новый уровень, расширяет его на всю нашу жизнь. И с одной стороны, мне импонирует подобный подход, поскольку представляет «дизайн» именно как систему, показывает его не маленьким осколком посреди пустоты, а полноценно вплетенным во все аспекты нашей жизни явлением. Обычно же мы не задумываемся над каждым предметом, почему он выглядит так, а не иначе.
С другой, заявляя, что все вокруг – «дизайн», Скотт Беркун напрочь игнорирует такие понятия как «мерчандайзинг», «психология» и т.д. «Дизайн» у него заменяет все, а бедные дизайнеры должны нести ответственность за любой чих, хоть и не хотят, гады такие. Он, конечно, применял все свое красноречие, чтобы убедить меня, что в том, что человек вместо того, чтобы спать, втыкает в тырнетике, виноват исключительно дизайнер, но я не поддалась. Нет, не потому что люблю дизайнеров. Среди них тоже есть те еще кадры. А при слове АвтоВАЗ вообще можно только мужественно плакать.
Потому что не люблю, когда второй слой раскрывает выродившееся левацкое движение.
Всю суть книги можно выразить простым выражением: «хочу, как хорошо, а как плохо – не хочу» (кажется, цитата, но не уверена). Чисто по-человечески, я согласна и поддерживаю. На уровне эмоций. А вот если чуть-чуть подумать, то понимаешь, что «хорошее» и «плохое» - обычная абстракция, под которую можно запихнуть все, что угодно. Отсюда и «вина» дизайнеров: некоторые просто не могут, чтобы не внушить ложные чувства другим. Опять же, повторюсь, я не считаю дизайнеров белыми и пушистыми, не все, придуманное человечеством, идет ему во благо. Но говорить, что они виноваты потому что виноваты – неправильно.
Человек, у которого зависимость, должен работать со специалистом, а не обвинять других. Если кнопка закрывания дверей лифта не работает, то стоит разбираться с компанией, которая этот лифт устанавливала, и выходить раньше, чтобы не опаздывать. Сигналы в больницах должны привлекать внимание персонала, а не услаждать их эстетические чувства. А если приборы не работают, то вопрос, опять же, к тем, кто их обслуживает – или игнорирует.
Плюсом, автор разбавляет тему рассуждениями о глобальном потеплении, о злых корпорациях, о правах обездоленных. Вопросы, несомненно, важные, но я настолько старорежимная, что в книге о дизайне хотела бы читать именно о дизайне. А разбор вышеупомянутых вопросов хотела бы увидеть у специалистов, а не гуру-по-всему, чьи популистские фразочки давно можно увидеть на заборе.
В общем, я то наслаждалась красивыми и простыми объяснениями, то поддавалась одному из смертных грехов и испытывала стыд за слова автора. Не знаю, возможно, именно я не доросла до того, чтобы осознать ценность данного произведения, и кругом не права. Решать вам, если будет желание.
13114