Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение
Л. Н. Толстой
Аноним4 июня 2025 г.Как исправлять, если не наказывать?
Ох как же хорош этот роман. Несмотря на то, что я скорее несогласна с Львом Николаевичем относительно главного вопроса книги, роман бесконечно хорош.
Я не знаю классического русского автора, который был бы так известен своим гуманизмом и пацифизмом, как Лев Николаевич Толстой. И я даже представить не могу, насколько человеку, органически не терпящему любое проявление насилия и человеческих страданий, было сложно писать эту книгу.
Главный герой романа - Дмитрий Нехлюдов, в качестве присяжного присутствует на суде об ограблении и умерщвлении купца, где в подсудимой узнаёт девушку, некогда соблазнённую им и брошенную Катюшу Маслову. Нехлюдов понимает, что определённая степень его вины есть в том, что Катюша оказалась в таком положении. Сначала он очень боится, что девушка начнёт рассказывать об этом. Но потом, когда понимает, что Катя его не узнала, когда по нелепой ошибке присяжных очевидно для всех невиновной выносят приговор - 4 года каторги, повеса и прожигатель жизни Нехлюдов вдруг осознаёт, что именно он виноват в погубленной Катиной жизни. Это чувство вины заставляет его действовать. Он всеми возможными способами пытается приговор отменить, начинает посещать Катюшу в тюрьме, где узнаёт об арестантах, которых осудили, кого-то как и Катю, по недоразумению, ошибке, прямому подлогу, кого-то из-за их инакомыслия, а кого-то за преступления, совершённые от голода и отчаяния. Из-за сложностей с апелляционной жалобой Катюшу таки отправляют на каторгу, Нехлюдов следует по этапу за ней.
Толстой красочно описывает несовершенство судебной системы в России конца XIX века, отвратительность системы пенитенциарной, униженное, на грани скотского положение арестантов. Но главная мысль романа остаётся в области философских рассуждений, на которые так ясного ответа и не находится.
Да, безусловно, высокопоставленный вор и взяточник не имеет морального права судить за воровство других, убийца высокопоставленный - убийц, развратник и растлитель - проституток. Подставить вторую щёку и не бросить камень - по христиански естественно. Естественно ни одна тюрьма в мире не исправляет, из плохих выходят озлобленные ещё более, в хорошие либо стремятся, либо не осознают, что их там действительно наказали за противоправное деяние. Так кто и как в таком случае может и должен наказывать?
Оставить преступление без наказания вовсе, потому, что мир не совершенен, закон не совершенен, мы все не совершенны? Но, позвольте, разве убийца и насильник десятерых, к примеру, маленьких девочек имеет право продолжать жить в обществе свободно, ходить по тем же улицам, что и родители этих девочек, смотреть им в глаза? Что ему, стыдно вдруг должно стать? Только перед богом он будет отвечать за деяния свои? А до того, как предстанет перед богом, не лишит ли он жизни ещё девочек этак 50?
И да, безусловно, ни одно преступление не совершается просто так. Очень много жизненных факторов этому способствуют. И окружение, и раннее насилие над будущим преступником и его тяжёлая, порой невыносимая физически и морально жизнь. Глубоко убеждена, что если мерить степень вины и невиновности категориями сложных жизненных обстоятельств, то докатиться можно до оправдания вообще всего. Однако, факт того, что в сходных этих самых жизненных обстоятельствах один почему-то преступником становится, а второй нет. Значит, всё-таки большая доля личного выбора действий здесь присутствует. А значит, так или иначе человек обязан нести ответственность. Да, не за жизненные обстоятельства, но за свой выбор уж точно.
Так как же наказывать? Продолжать любить, терпеливо, на собственном примере доказывая, что природа человека светла и только так? Христианской моралью? Но, позвольте, бог выгнал Адама и Еву из рая. Отправил в ссылку на землю, не проводил от чего-то бесед нравоучительных и любовью своей не пытался исправить. Сына, правда, потом за грехи людские на смерть обрёк. Но Христос, сойдя в ад тоже не всех чот грешников там помиловал, а только особо знаменитых и высоко в период жизни отличившихся. И люцифер не был уничтожен и Древо Познания Добра и Зла посажено, для чего искушать? Конечно же потому, что человек сам должен своей нравственно-духовной работой прийти к свету. Но, блина, пока грабитель нравственно к свету движется, а убийца духовно возвышается, мы, все дружно им улыбающиеся и по-христиански врагов человечества любящие, кончимся, а они останутся, и к свету, я вам так скажу, даже не приблизятся.
63564