Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Загадка старого кладбища

Алексей Атеев

  • Аватар пользователя
    Аноним4 июня 2025 г.

    Хорошее.

    В этом месяцев моем любимом книжном клубе «Чашка ума», где мы читаем позабытые книги разных жанров, в жанре «ужасы» была выбран советский автор Алексей Атеев. Он считается первопроходцем в этом жанре у нас в стране – книга вышла в 1990 году, когда только-только прилавки книжных начали заполняться зарубежной беллетристикой. У русского хоррора 90-х удел печальный – однообразие, плохой перевод, штампы. В основном в данном жанре писали подражатели западу, поэтому так много в книгах было копов, пончиков и прочих американских клише. Но книги Атеева не таковы – он не стал бездумно копировать американский ширпотреб, а соединил русскую хтонь с западной прозой. Получилось отлично! Видно, что это роман русского автора, написанный в России и про Россию. Ведьмы у него настоящие, те самые, от которых скисает молоко, колдуны вековые, кладбищенская земля пахнет трупами и червями, а у мороков мертвые глаза. Пишут, что спрос на эту книгу в свое время был фантастическим и я в это охотно верю.

    Сюжет книги незамысловат – история русской глубинки, столкнувшейся с магией. Главная героиня – библиотекарша средних лет, воинствующая атеистка, любительница тихой охоты – то есть обычная простая женщина. И вот в один такой же обычный день она отправляется в лес по грибы и там становится свидетельницей колдовского
    ритуала.

    Сейчас, конечно, многое в этой книге кажется наивным, избитым, виденным много раз и это не удивительно – как читатели и зритель мы прошли очень долгий путь и нас сложно удивить или напугать. Но даже при таких вводных роман читается с интересом, а если представить, что вся эта масскультура у нас еще впереди, то несложно вообразить, насколько жутко было читать эту книгу тогда, в далеких 90-х.

    Как будто ты еще ребенок и, спрятавшись ночью от взрослых под одеялом, ешь запрещенные
    конфеты и читаешь страшную историю про то, как в одном черном-черном городе, на черной-черной улице, в черном-черном доме…

    Эта книга хороша была тогда, хороша она и сейчас, с некоторыми, конечно, нюансами, впрочем, простительными.

    16
    149