Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь маски

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним3 июня 2025 г.

    Я хочу умереть, как Мишима, умереть, как мужчина.

    Не раз звучала у меня в наушниках фраза: "Я хочу умереть, как Мишима, умереть, как мужчина".

    И в один чудесный момент я решила прочитать об этом. А надо сказать, что умер он действительно интересно.

    25 ноября 1970 года Мисима с четырьмя членами «Общества щита» ворвался в штаб Итигая. Под предлогом демонстрации старинного меча они взяли в заложники коменданта базы. Когда растерянные офицеры по требованию мятежников собрали гарнизон во дворе, Мисима вышел на балкон в ритуальной повязке. Его речь о духовном упадке Японии потонула в свисте и криках. Через десять минут, осознав провал, он совершил харакири в кабинете генерала. Морита, обязанный одним точным ударом освободить дух учителя, дважды промахнулся — его руки предательски дрожали. Лишь вмешательство Фуру-Кога завершило ритуал. Морита последовал за учителем, вскрыв себе живот.

    Несколько месяцев хотела заказать его книги, но постоянно что-то срывалось. Ходила в библиотеку за Б. Шоу, и, пока мне его несли из подвала, набрела на полочку с Мисимой. Взяла самую симпатичную книжку. Оказалось, это «Исповедь маски» — второй роман Мисимы.

    В какие-то моменты чтения казалось удивительным, что в наш век я спокойно смогла взять эту книгу и читать без ужасных чёрных прямоугольников. Потому что перед нами исповедь гомосексуалиста в Японии накануне Второй мировой войны. Не самая лёгкая ноша. Ещё перед нами исповедь человека с садистическими наклонностями, с тягой к крови, с одновременно желанием и страхом смерти.

    Через призму полуавтобиографического повествования Мисима создаёт притчу о двойственности человеческой природы. На протяжении всего романа герой ведёт изнурительную борьбу со своей тёмной сущностью. Его порочность пронизывает всё — не только низменные желания, но и каждую мысль, каждый поступок, всю его жизнь.

    Перед нами антипод традиционного мужского идеала: физически слабый, болезненный, лишённый мужества человек. Интересна не только сама эта внутренняя борьба, но и её итог — отсутствие результата. Как ни старайся, от своей истинной природы не убежишь. Можно годами носить тщательно проработанную маску, но рано или поздно придётся посмотреть правде в глаза.

    Это исповедь человека, обречённого на экзистенциальное одиночество. Он не ищет оправданий и не ждёт сострадания — с ледяной отстранённостью он документирует собственную душевную пытку.

    Иронично, но исповедь оказывается исповедью в кавычках — как и следует из названия, маска остаётся непроницаемой. Сам Мисима в зрелые годы отмечал, что его юношеские тексты были не столько откровением души, сколько изощрённой игрой в прятки с самим собой, где каждая фраза становилась ещё одним слоем грима.

    10
    214