Рецензия на книгу
Апология Сократа (аудиокнига)
Платон
sleepycloudi3 июня 2025 г.Суд людской
Пожалуй, Апология Сократа интересна не только со стороны философии, но и истории. Основаная на свидетельствах самого Платона, а также в ином виде у Ксенофонта(он писал свою Апологию с чужих рассказов, будучи в военном походе, породившем Анабасис , а потому версия от Платона скорее ближе к правде, а не байкам), представляет собой одно из самых чистых проявлений Сократа, относительно Диалогов, где историки и философы могут вечно вести споры, разделяя Сократа и Платона.
(хотя безусловно и в Апологии это имеет место)
Занимательные моменты:
Мелет обвиняет Сократа безбожником, хотя, чисто логически, введение новых божеств уже предполагает в них веру, что и отмечает Сократ.
(да и в целом Мелет не держит напор Сократа)
Ссылаясь на Херефонта, Сократ передаёт слова Дельфийской жрицы "Сократ мудрейший из людей", но интерпретирует их не так, что это он мудрец, а лишь выступает оводом божьим, представленным наблюдать за гражданами. Довольно провокационное заявление, ведь если современнику принимать это за правду, то выходит, что суд над Сократом равен суду над посланником бога, говорящим устами смертного. А идти против бога не очень хочется.
(хотя быть может, подобное наоборот могло вызвать чисто негативную реакцию: "пытается прикрыться божественным, чтобы избежать суда людского")
По ходу процесса Сократ открыто говорит, что не собирается на потеху публике устраивать слезливые представления, ведь что это за правосудие, которое судит не по закону, а по качеству выступления. Заодно призывает таких актёров наказывать, а не поощрять подобное.
(для толпы это прямой плевок в лицо, но Сократ и на суде не прекращает гонять афинян с оводом)
После обвинительного приговора Сократ предлагает себе справедливое наказание – даровой обед в Пританее. (Прим. Высшая почесть в Афинах, которой удостаивались победители Олимпийских игр)
(Лица судей представили?)
Заключая отмечу, что, разбирая Диалоги, довольно легко представить довольно надоедливого для обычного обывателя деда, который бегает по полису со своей диалектикой, да рушит уютные мирки граждан.
Ладно с ним одним, полагаю, что один овод ещё бы стерпели, но так называемые ученики Сократа из богатых семей, пропитавшись мудрости в неизвестных количествах, тоже мнили из себя великих мыслителей и шли заниматься тем же. И тут тонкий момент — мы не знаем, в какой форме последователи Сократа этим занимались, но мне легко представить молодых ребят, которые докучают жителям не с целью познания или же поиска истин, а просто потехи ради, ощущая своё интеллектуальное превосходство.
(Быть может, такого и не было, и все поголовно были благородными добродетелями, но в такую идиллию мне верится с трудом, а потому я постарался взглянуть на картину шире.) Hutchinson's History of the Nations - Socrates addressing the Athenians. 19156405