Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Musicophilia: Tales of Music and the Brain

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    Аноним2 июня 2025 г.

    Почему не все мы слышим соль-диез так же автоматически, как мы видим синий цвет или узнаём аромат розы?

    Оливер Сакс снова приоткрывает завесу в мир неизведанного: на этот раз в качестве объекта исследования влияние музыки на эмоции и восприятие, воздействие сочетания звуков на глубинные структуры нашей души.

    Будучи к музыке скорее равнодушной или во всяком случае малопривычной и предпочитая в основном тишину, всякий раз прикасаясь к книге я словно бы попадала в неведомую мне Вселенную: параллельный удивительный мир разнообразия звуков, оттенков, аккордов, партитур и тонов. И не уставала дивиться этому яркому оглушительному многообразию, которое остаётся для меня незамеченным, сопровождающему нашу жизнь повсеместно. В определённые моменты мне даже было сложно поверить, что описываемые книгой отношения с музыкой настолько обыденны и обыкновенны, если бы только мне не были близко знакомы люди, не расстающиеся с музыкой ни на секунду и действительно улавливающие её мимолётные проявления в любом досягаемом для нас источнике, я бы, пожалуй, усомнилась в обоснованности сказанного. А музыкальные сны, вот вам что, действительно может присниться музыка?..

    Тем любопытнее было знакомиться с героями книги и следить за тем, как музыка способна переворачивать человеческое восприятие, обогащать внутренний мир, производить с утратившими разум или контроль над ним пациентами поистине удивительные преображения, возвращать потерявшихся во времени в настоящий момент и объединять заблудшие умы с их неравнодушными близкими.

    Музыку вовсе не запоминают в общепринятом смысле этого слова. Припоминание музыки, её прослушивание и исполнение, развёртывается только и исключительно в настоящем.

    Буквально всё повествование пропитано этой мистической и каким-то первобытной глубинной связью между мелодией, нашими неосознаваемыми эмоциями и восприятием окружения. Прибавьте к этому общечелоческую культуру, испокон веков использовавшую эту связь и наделившую определённые мелодии особыми смыслами, и вездесущесть распространения этой культуры.

    Каждый новый из описываемых случаев открывает нам новую грань того, что делает нас людьми и показывает, как мало в действительности мы о себе знаем, но как неизменно прекрасны плоды совместного творчества и как невероятно сложен, уникален и великолепен человеческий мозг, посредством которого мы воспринимаем действительность.

    Книга побуждает задуматься о бессчётных вопросах человеческого восприятия и экзистенции, настраивает на романтический созерцательный лад и дарит незабываемые ощущения причастности к чему-то неизмеримо большему, чем мы с вами.

    Музыка не выражает ничего, кроме самой себя.

    Содержит спойлеры
    14
    301