Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 1. Будденброки. История гибели одного семейства

Томас Манн

  • Аватар пользователя
    Ptica_Alkonost31 мая 2025 г.

    Друзья Форсайтов с Менгштрассе

    При чтении часто возникали аналогии с сагой о Форсайтах. Нет, не сюжетными линиями, а авторским подходом к сложным социальным темам через историю одной семьи. Опять же период действия в обеих сагах - девятнадцатый век, условности которого так хорошо раскрыты целой плеядой золотых авторов, в числе которых находится и Томас Манн. Книга быстро ловит в свои сети, затягивает и подогревает интерес всевозможными сюжетными поворотами, без "эшна" (уверена, что каждая семья найдет десяток историй про свои сложности, интересные события и запомнившиеся "исполнения" родственниками тех или иных моментов), по-семейному и при этом глубоко и уверенно. Потому и читать было интересно, ведь ворох подобных историй в загашнике подтверждает, что все мы, люди, волнуемся об одном и том же и хотим одинакового, только вот антураж и условия - разные. Вот у моего дедушки была такая же тетрадка в клеенчатой обложке, как у Будденброков, где записано девять поколений моих казачьих предков. Десятое вписали уже мы...
    Первое поколение ,с которым мы знакомимся, Иоганн Б. с женой - люди взрослые, уже состоявшиеся. И продолжающие путь родителей, поддерживая мещанскую суть тогдашнего мира. Втрое поколение, самое деятельное, и именно ему отведена основная роль в сюжете. Более всего мне было жаль Тони, именно ее воспитание и установки совершенно не дали ей выстроить хорошую и счастливую жизнь в кругу своей собственной семьи. Она оказалась слишком Будденброк и это мешало выбирать как мужей, так и место в жизни. Собственно дочь, как яблочко от яблоньки.. Хотя автор не относится к ним с жалостью, мне показалось, он даже выпячивает эту ее гордость своим исконным, которая мешала ей жить, но позволяла показать сами устои, основания, на которых зиждилась мораль этого и других подобный семейств. Тони и Ганно были еще одной сюжетной линией, которая вызывала грусть и меланхолию, ведь тут все, и желание продолжить род и дело, и желание воплотиться в сыне, и отсутствие вариантов, и драма мальчика с трепетной душой, от которого ждут так многого и столь далекого от его возможностей. Герду я не слишком поняла и приняла, автор ее как-то оставил на третьем ряду героев, рядом с двоюродными кумушками и прочими подобными. Третье поколение, самое малочисленное, дочь Антонии (вот уж путь матери, только даже без ее самоуверенности в причастности к Семье Будденброков, вдвойне не повезло девочке) и сын Томаса (болезненный, с неудачным воспитанием и совсем иного склада, чем требовался семье в целом), вообще занимали мало экранного времени и особенно яркими удачами похвастаться не может. Вообще весь путь семьи, как аллегория того что случиться с такими коммерсантами уже на излете девятнадцатого века. Про социально-философское писать не буду, тут немало уже было сказано про этот слой книги. История оказалась мне по душе, если раньше я была не слишком фанаткой автора, предыдущий опыт был неудачным, то эта книга хороша и стоит задуматься о более тщательном знакомстве с библиографией автора.

    33
    2,3K