Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Идиот

Фёдор Достоевский

  • Аватар пользователя
    Аноним30 мая 2025 г.

    "Вы совершенное иногда дитя, князь"

    Классика, психологический роман

    Когда читать: не подойдёт для транспорта. Многократно экранизирован.

    Сюжет. Князь Мышкин прибывает в Петербург после лечения за границей. Он болен, чудаковат и по-детски искренен с окружающими, которых терзает его человеколюбием.

    Герои. Сложная система персонажей, почти у всех есть свои интонации и абсолютно у всех характеры.

    Язык. Невероятно богатый, полифоричный, точный, соответствующий происхождению и статусу героев. Описаний природы почти нет, фокус на мысли и состояние человека.

    Мир. Петербург, Павловск.

    Достоевский - это уникальная проза, которая обращена к человеку, его мотивам и мыслям, и чем старше становлюсь, тем больше вижу в ней оттенков. Темы в романе те, что и в других произведениях писателя, но раскрыты они так искусно, что не кажутся изъезженными и каждый раз угол обзора смещается, не оставляет мне шанса остаться к концу книги с той же точкой зрения, с которой я начинала её читать.

    Князь Мышкин почти ребёнок по чистоте порывов и мыслей, эмоциональной незрелости. Он вырос почти что в пузыре и реальный мир, общество для него перенасыщены красками, которые сбивают его с ног. Белая ворона, он всех прощает, во всех принимает участие и чужероден миру, в котором живёт. Он спасатель по натуре и его притягивают жертвы и безрассудство, он любит не любовью, а жалостью. Общество, в которое он попадает, весьма приличное, но его члены блюдут свои интересы, интригуют и осуждают инакомыслие и это уравнивает их в морали. Они - понятные друг другу и читателю. Появление князя встряхивает этот мирок, и хотя поначалу его не воспринимают всерьёз, его взгляды притягивают, но они же и невыносимы для окружающих.

    Князь Мышкин иногда шут, иногда судья, но почти всегда непонятый окружением. В романе сталкиваются даже не взгляды, а убеждения, здесь и атеизм, и либерализм, и пороки, и попытки поступить порядочно, и умирающие, и убиенные. Но самое острое противоречие - то, что происходит в голове и душе самого Мышкина. Он сострадает безумию, восхищается красотой и харизмой и необъяснимо жесток к порядочности, искренности и внутренней силе. Пожалуй, к финалу романа я по-настоящему ощутила, что идиот - это не про болезнь, а про известную степень очарованности, смирения, ведомости. Как так вышло, что красота души померкла на фоне красоты лица? Почему внутренний надлом победил внутреннюю силу? Невероятный человек попадает в гущу страстей и терпит поражение.

    Спасеных в романе будто бы и нет, есть жертвы и все, что я испытываю к финалу - это жалость. К людям, к несбывшемуся, к будущему.

    Из всех персонажей наибольшую симпатию у меня вызвали Варя Лебедева и Евгений Павлович. Достоевский не зря выводит их на сцену в самом конце, как будто подчёркивает, что среди страстей и пороков может жить и разумный человек. Князю Мышкину уж очень не хватало опоры друга, равного, который вернёт его в рамки этической нормы, но и этот разговор происходит, когда все прожито и выбор сделан.

    А вот судьба Аглаи меня удивила. В ней нет счастья, как нет и награды или утешения. Наоборот, Достоевский к ней жесток.

    Писать о романе сложно, многие понимают его куда лучше, чем я, но это как раз та проза, которая раскрывается исходя из возможностей читателя.

    Это самое медленное чтение в моей жизни.

    И дело тут не в объёме, а в насыщенности текста. Такую книгу не прочитаешь по диагонали, единожды. Я старалась удерживать фокус на мыслях и чувствах героя, а если выпадала хоть на строчку, теряла нить, и все равно за один присесть уходила вперёд не больше, чем на 60 электронных страниц.

    Финал пессимистичный.

    Для меня это роман о человеке чувствующем слишком тонко, чтобы примириться и выбрать покой.

    Достоевский подходит тем, кто любит покопаться в сути, разных сторонах медали, болезненной правдивости и несовершенстве.




    11
    224