Рецензия на книгу
Искус
Дарья Промч
ARSLIBERA29 мая 2025 г.Где заканчивается мысль - начинается "Искус"
Эту книгу мне на обзор отправило само издательство. Но вы меня знаете, что я пишу отзывы не смотря на то, как книга мне досталась и какие отношения у меня с издательством, так как это честнее по отношению к подписчикам канала.
Сюжет + Общее впечатление + Язык: 5+3+6=4,7
Блиц-аннотация: Слишком женский (и слишком подростковый) роман взросления современной девушки, который больше притворяется глубоким произведением, чем им является.
Паскаль - молодая девушка с мужским именем, родившаяся в провинциальном приморском городке. На фоне семейной драмы (простите, но высосанной из пальца), отцовской измены, она встречает "травмированную музу" - Певицу (ее имя в книге нам не сообщают). Странная связь, вспышка, поездка в Амстердам и попытка сделать выбор, который невозможен. Дальше все, как и должно быть - возвращение в свой патриархальный мирок, наполненный суевериями и стандартным набором правил для женщин.
У Промч образный язык, поэтому в тексте очень много лирики. Но при этом автор подменяет глубину романа множеством метафор и аллегорий, многие из которых просто лишены всякого смысла. Главное впечатление - язык сам по себе содержание отдельно. В больших дозах такая манера утомительна. Слов много, эмоций много - мысли мало. Порой создаётся ощущение, что автор увлечена звучанием, но не контролирует структуру.
Вот пример типичного абзаца:
Чёрный цвет съедает меня во сне, на сцене, в голове, съедает махом, не прожевав. Похоже на смерть, но дольше, мучительно долго. Когда умирают, люди падают в лужу. После смерти есть только бесконечный брасс, неутомимый кроль в никуда...За три страницы подряд таких абзацев текст перегружается и теряет смысловую плотность.
Вообще, из всех символов и образов Промч пытается сплести некую метафизическую систему, что придает произведению объем и стремление выйти за рамки частной истории в область мифа. Но для меня это все просто не работает.
Герои. Тут все по стереотипам: каждый персонаж - узнаваемая маска. Забитая тихоня-дура с искренней душой. И прожженная Певица с темным прошлым. Кто кого одолеет. Весь сюжет, как таковой, сводится к экспозиции: Паскаль чувствует, что ей хочется перемен, встречает своего "темного ангела", но на финальный шаг, так и не решается. Ни реального конфликта, ни кульминации, ни трансформации главного героя не происходит. Мы просто оказываемся в житейском болоте, из которого нет выхода. Остальное - рефлексия, символические сцены, атмосферные зарисовки и слишком уж театральные реплики.
Вердикт для меня неутешительный: много красивых фраз, мало пронзительности и правды. Получается, что книга с читателем эмоциональна, но не честна до конца. Эдакая проба пера, которой не хватает дисциплины.
Кому зайдет? Любителям женской эмоциональной прозы и юным девицам, которые "без мысли, без слов" готовы тихо созерцать размышления обоих персонажей романа. Книга говорит голосом для тех, кто находится в том юном возрасте, когда хочется наломать дров, но не понимают, к чему это может их привести.
p.s. Не премину отметить, что отзывы на LL, несмотря на их экзальтированность и восторги, вероятно имеют место быть. Хотя и сомнительны для меня.
15292