Рецензия на книгу
The Late Mattia Pascal
Luigi Pirandello
Аноним30 июня 2015 г.Маттиа Паскаля никак нельзя назвать счастливчиком. Он потерял отцовское наследство, живет с женой и тещей, которые его ненавидят в убогом домишке, он потерял всех, кого любил и не имеет ничего, что бы было ему дорого. Но вот с ним случаются два происшествия, которые навсегда меняют его жизнь: он выигрывает небольшое состояние и его объявляют мертвым. Возможно, если бы эти два события не наложились одно на другое, его судьба бы сложилась совсем иным образом... Но, Маттиа Паскаль не долго думая, решает воспользоваться этим подарком судьбы и, освободившись от бремени долгов и семьи, пускается в вольную жизнь. Ему не надо работать, ему не надо ни о чем заботиться. Он увлечен новой ролью отстраненного философа, путешественника и просто свободной личности. Но является ли эта свобода истинной?
Как показало время, нет. Что такое человек, живущий в одеянии из лжи? Как может существовать в современном обществе человек, не имеющий никакого статуса? Как оказалось, он не может даже завести собаку. Купить дом. Он не имеет защиты от воровства и оскорблений. Он не имеет права на любовь. В общем и целом -- так, тень, а не человек. Свобода оказалась мнимой, на самом деле это лишь оковы, делающие жизнь просто невыносимой.
Стать другим человеком – да, но при одном условии: ничего не делать! И каким человеком! Тенью человека! Зажить другой жизнью? А какая это жизнь? Да, пока я довольствовался тем, что, замкнувшись в себе, созерцал, как живут другие, я мог хорошо ли, худо ли сохранять иллюзию, будто зажил другой жизнью.И, если Маттиа Паскаль никак не мог освободиться сам от себя (в любой ситуации вмешивался покойный Маттиа Паскаль, связывающий ему руки и затыкающий рот), то все те, кто был связан с ним при его жизни, обрели настоящую свободу. Его жена повторно вышла замуж, на его место взяли другого человека и даже на кладбище, в его могиле лежит самозванец. Человек, умерший дважды, перестает быть человеком. Он -- анекдот, занятная история, но о нем все успели позабыть и он, по сути, никому не нужен.
Роман написан тем самым приятным "классическим" языком, когда слова льются сплошным, спокойным потоком, создавая интересные образы, привнося некоторую долю юмора и не давая скучать читателю ни минуты. В конце книги помещено довольно интересное эссе о вымысле, критике и искусстве. Пиранделло удалось меня пристыдить. Попробую научиться воспринимать художественные произведения по-другому.
31832