Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девушка с татуировкой дракона

Стиг Ларссон

  • Аватар пользователя
    Gordej30 июня 2015 г.

    "Капиталистические свиньи". Из выступления т. О. Пауэрса...

    Прочитал «Девушку с татуировкой дракона» С. Ларссона. Да, я это сделал. Сейчас будет вступление. С интересом наблюдал за «шведской волной» детектива. Как я понял, практически любой швед написавший книгу, которую можно было хотя бы условно назвать детективом или триллером, автоматически получал русское издание. Чёрт, а ведь им и так хорошо. А всё началось с него, с Ларссона, вернее, нескольких совпадений, как субъективного, так и объективного свойства. С его своевременной смерти, с трёх написанных, но не опубликованных пухлых романов. С визуальной усталости от англо-американского доминирования в детективах и триллерах. С мирового финансового кризиса с неизбежным: «кто виноват». Всё сложилось и «гений родился». Как и было написано на обложках.
    Начну с минусов. Текст выдает журналистское перо Ларссона. Там очень много, несмотря на солидный объём книги, скорописи, шаблонов и клише. Иногда смешных: «Он был гетеросексуален до мозга костей». Несколько раз темпераментный швед (сознательный оксюморон или борьба со стереотипами, как хотите) срывается в откровенную публицистику от первого лица. Отчётливо видно как Ларссон пытался «оживить» плосковатых персонажей. Но пошёл стандартной дорогой. Он накидал эксцентрики, «оригинальности», «соединения несоединимого». Лисбет Саландер, конечно, социопатка, но умеет найти подход к людям. Не закончила школу, но прекрасно считает в уме и вообщекомпьютерныйхакер. Эх, гулять, так гулять и Лисбет становится бисексуалкой. Современно и с тенденцией. С трогательной непосредственностью махрового гуманитария Ларссон пытается рассказать о компьютерных примочках. Ну, или, хотя бы, подробно описать системные характеристики очередного ноутбука Лисбет. В итоге есть характеристика ноутбука, но нет характеров героев. Детективная составляющая также не вызывает восторга. Всё достаточно тривиально, ходы использовались раньше. Тем более, они проседают на фоне анемичных, несмотря на все примочки и татуировки, героев.
    Теперь о плюсах. Вернее, о плюсе. Ларссон искренен. Он пытается не только развлечь читателя, но и донести до него «правду». В нашем мире тотальной симуляции – это вещь штучная. Тот же Д. Браун явно плевал и на религию, и на тамплиеров с иллюминатами. Там чистое бабло, незамутнённое ничем. К «правде» Ларссона (см. заголовок) можно отнестись по-разному, но он так думает. Перо дрожит в его руке от праведного гнева и это хорошо. Читатель устал от фальши, ему нужен Л. Толстой. Толстого нет, есть Ларссон. Итожу. У читателя с эстетическими запросами книга может и не пойти. Но тому, кто ценит идею о синонимии пера и штыка, публицистической открытости… Ваше слово, товарищ Ларссон.

    6
    70