Рецензия на книгу
Процесс
Франц Кафка
Аноним29 июня 2015 г.Аскетизм, неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира - все эти качества писателя хорошо задокументированы в его письмах, дневниках и литературных произведениях. Он осознавал и смиренно принимал свое тело ипохондрика и личность аутсайдера. Не публиковался, оставив волю уничтожить его произведения после смерти. Будучи жертвой экзистенциального ужаса, Франц Кафка сумел запечатлить свое мироощущение в бессмертной книге “Процесс”, которая навсегда утвердила ему имя “Поэта Хаоса”, обеспечив почетное место в постмодернистском абсурдизме.
Во время прочтения “Процесса” я чувствовал упадок и состояние апатии. Непонятно откуда возникала эмоциональная мысль, уводящая далеко в сторону от повествовательной линии. Разглядывая полотно сюжета, я то и дело впадал в тоскливое состояние, как будто я растворялся в воздухе, пропитанным событиями, происходившими в моей жизни. Иногда до меня вдруг снисходило озарение, что я читаю лишь набор слов, в то время как сам я был весь погружен в мысли о бессмысленности своего существования и о своей серой, безальтернативной судьбе.
Причина же пребывания моего разума в совершенно иррациональном состоянии кроется, посмею предположить, в строении произведения. Через все повествование проходит постоянное балансирование между естественным и необычайным, личностью и вселенной, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой, определяя его звучание и смысл. Особенность Кафки заключается в том, что он, сохранив всю традиционную структуру языкового сообщения, его связность и логичность, воплотил в этой структуре кричащую, вопиющую нелогичность, бессвязность, абсурдность содержания. Специфически кафкианский эффект - все ясно, но ничего не понятно. Но при вдумчивом чтении, осознав и приняв правило его игры, мы можем убедиться, что Кафка немало чего важного рассказал о своем времени. Начать с того, что он абсурд назвал абсурдом и не побоялся воплотить его.
В мире Кафки оказывается бессмысленной всякая борьба, а очередное решение К. является сиюминутным и незначимым. Герой теряется в мире, где нет четких границ между предметами явно несовместимыми: зал судебных заседаний может стать жилой комнатой, священник - капелланом тюрьмы, юридическая книга - эротическим романом, молитвенник - альбомом местных достопримечательностей и т. д. - все сходится здесь в одновременности существования.
Хоть и в романах Кафки виднеются проблески политического террора, сам он не заявляет, что народами правит злая воля политических узурпаторов и злодеев. В его романах зло анонимно. Мир Кафки не похож ни на любой другой мир какого-либо писателя. Оставленный Богом, пребывающий в отсутствии высшей благой силы, он оказался в полной власти демонических сил зла. В нем тяжело и страшно жить, в нем невозможно быть счастливым. Человек, пребывающий внутри этой стихии абсолютного зла и тотального насилия, ничем не защищен. Зло разлилось по всему миру, насилием пропитан каждый атом, а воздух пахнет смертью (тяжелый, спертый воздух канцелярий). Существование человека крайне уязвимо и достаточно самой малой причины, чтобы погубить его. Он погружен в реальность, смысл которой ему никогда не будет ясен.
Мироощущение героев Кафки симтоматично: «маленький человек», оказавшийся перед беспощадной машиной авторитарного полицейского или тоталитарного государства, чувствует ужас и свое бессилие. Характерно, что сам Кафка говорил о себе, будто он весь целиком состоит из страха и что это, вероятно, лучшее, что в нем есть. Этот социальный страх, переросший в метафизический ужас, стал доминантой в его философско-художественных построениях. Однако в отличие от страха Божьего, способного спасать, этот страх обнаружил способность только губить, уничтожив поначалу многих героев Кафки, а затем и его самого.
Подлинный трагизм Кафки заключен в одиночестве человека и его бессильностью перед разрущающими его существование механизмами.
Эта тема хорошо проглядывается, наверно, если не во всех, то в большинстве его произведений. Герои Кафки окружены людьми, друзьями, родственниками, даже возлюбленными, но ничто не помогает им вырваться из этого состояния. В центре каждого произведения - герой-одиночка. В нем нет ничего романтического, он просто один. Он просто одинок и не находит никого близкого себе по духу или силе. Этот человек довольно слаб, он зависит от общества и желает быть в нем, свою ограниченность от мира воспринимает как тяжелое бремя. Герой этот явно не героичен, он стремится слиться, обрести связи с этим миром. И чем дальше, тем сильней проявляется конформизм человека.В заключении хотелось бы отметить, что в отношении «Процесса» у большинства его прочитавших сложилось мнение, что это произведение - ирония, сатира, высмеивающая или оплакивающая систему созданную властителями этого мира. Я считаю, что этот роман о другом. Он метафоризирует эмоциональную сторону человека, который увидел несовершенства окружающего его мира, и эти несовершенства больше никогда не останутся в стороне. От них невозможно избавиться, потому что это несовершенства самой человеческой системы ценностей, и, принимая их, человек выносит себе приговор превращения в одно из этих самых несовершенств. Выходит так, что допущение преступления - уже преступление, а начало процесса - неизбежный приговор.
Нас приговаривают к ученью в школе и там судят, выставляя плохие отметки и приучая к строгой дисциплине. Потом нас посылают в армию, потом принуждают работать всю жизнь, как каторжников, - в общем, все наше существование не что иное, как нескончаемый процесс, чьи невидимые судьи, как известно, изначально вынесли нам единый приговор – смерть.1032