Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Half Bad

Салли Грин

  • Аватар пользователя
    el_lagarto28 июня 2015 г.

    Открыла окошко для рецензии, долго медитировала над чистым листом и... в итоге поняла, что не знаю, что сказать. Потому что все это уже где-то было и уже где-то читалось. Меняются только декорации и имена. В данном случае речь идет о ведьмах, живущих среди обычных людей и железной рукой управляющих себе подобными. Или борющихся с себе подобными, в зависимости от цвета. В чем отличие белых ведьм от черных, не совсем понятно: "ведьма" - любой человек со сверхъестественной способностью (одной-единственной, если не скрасть чужие), и если в 17 лет эти способности не проявить, черные ведьмы умирают, а белые превращаются в обычных людей. Ну и еще мелкие плюшки у черных вроде ускоренной регенерации и влияния лунного цикла. Вот и все. Мораль, принципы, добро и зло - роли в определении "белый-черный" это не играет, потому что те же белые действуют с особо изощренным садизмом. Черный - казнить. Не такой, как все, - казнить. Предатель - казнить. Полукровка - тоже в топку. Только казнить можно долго и интересно.

    Главный герой - особенный (о Нео! Ты ли это?), потому что он - наполовину белая, наполовину черная ведьма (ведьмак? колдун? ведьм? по-английски его так и называют - witch). И он очень нужен совету белых ведьм, потому что есть предсказание (да неужели? Вот это поворот!), что он единственный сможет убить своего отца, крутого черного колдуна (и это пахнет чем-то знакомым... стоп, с чего бы у меня в голове наигрывает "Имперский марш"?). И, хоть убивать его нельзя, бить его никто не запрещал. Поэтому первые несколько частей героя будут бить, резать, пинать ногами, держать в клетке и пытать. Впрочем, тут странно предположить другое, ни один современный роман без подобного садизма не обходится.

    Как и у любого другого героя, у нашего есть фишка. Он не умеет читать (неожиданно), зато тесно связан с природой: легко ориентируется в лесу, определяет погоду и хорошо рисует. Окружающие в открытую считают его тупым, потому что в школе ему все дается плохо: проблемы с языком, с математикой, с компьютерами - словом, со всем сразу. Автор пытается придать этому якобы сверхъестественное объяснение, но выглядит это притянутым за уши. Физическая закалка и умение жить на свежем воздухе - навыки, без сомнения, полезные, но скорее для Маугли, чем для современного человека. Тем более, что долгое время герой никак не демонстрирует, что окружающие не правы. Его внутренний мир никак не проявляется примерно до середины книги.

    Но дело даже не в том, что все это мы уже видели или читали раньше - в конце концов, основных сюжетов не так уж много, - но читается все это невообразимо уныло. Стиль зануден и тягуч до невозможности, и то, что все глаголы в настоящем времени, а повествование периодически перескакивает с первого лица на второе и обратно, радости не прибавляет. Персонажи существуют исключительно как продолжение декораций: через сорок страниц я подумала, что нам так и не назвали имя главного героя, а потом поняла, что просто не могу его запомнить. Вот не откладывается в памяти, и все. С остальными - еще веселее: например, об Арране мы узнаем только то, что он очень любит своего брата. Убрать эту черту - и не останется от Аррана ничего, только пустое место. То же самое со старшей сестрой Джессикой, с той лишь разницей, что она брата ненавидит. Так и с остальными: не люди, а функции. Несмотря на их несчастья, их не жалко.

    После прочтения аннотации у меня была нелепая идея, что это вариация на тему "что было бы, окажись Гарри Поттер сыном Волан-де-Морта". Вот такое вот безумное прочтение любимой сказки. Только до Гарри Поттера книжке далеко, как до луны. И даже до "Голодных игр". Здесь нет ни ярких героев, которым хочется сопереживать, ни быстрого развития сюжета, ни, тем более, очаровательного уютного мира, в который хочется возвращаться.

    34
    264