Рецензия на книгу
Эвмесвиль
Эрнст Юнгер
Аноним25 июня 2015 г.ЭВМЕСВИЛЬ
«Когда у моего папаши собираются гости, мечтающие улучшить мир, в доме очень скоро воцаряется затхлая и удушливая атмосфера».
Необходимой рецензией на Эвмесвиль была бы научная работа. А лучше две. Первая о самой книге, вторая о том, как ты просеял своё мышление через философию Юнгера.
Я бы превратила книгу «Эвмесвиль» в человеческое существо, чтобы получить себе в друзья лучшего из возможных собеседников. И было бы мне счастье. Потому что Эвмесвиль – книжная машинка для размышлений. Пока я читала, я размышляла беспрерывно, 21 день внутри обдумываний и образов из книги. Идеи Юнгера нашли во мне уютное пристанище и отклик.«Отделить сущностное от того, что похоже на него (даже, по видимости, ему тождественно), - особенно трудно»
ГГ Эвмесвиля - Мануэля Венатора интересуют только исторические составляющие цивилизаций. Как герой он возник не для того, чтобы раскрывать эмоциональные глубины или создавать целостную картину личности на службе у сильных мира, где он пребывает. Мануэль не просто историк, он - потомственный историк. Пристальный. Отдельный. Наблюдательный. Словно эволюционный потомок всех историков, которые были до него. Уверенно идущий дорогой, питающей его изыскания.
Предмет его изысканий - охотник, внутренний человек, «венатор». Прообраз анарха. Сам анарх, живущий в социуме по своим правилам, не впитавший систему, а использующий её, чтобы оставаться нетронутым физически и духовно. Путь анарха Юнгер показывает геометрией чётких постулатов, с разных сторон, достаточно ёмко, чтобы в итоге найти слова, которые не будут абстракты и туманны, но тем не менее учтут все возможные предпосылки. Выживи в социуме, используй его, но не будь им. Точнее ты и не можешь им быть по сути. Скорее так.
Юнгер сравнивает исторические модели разных цивилизаций и народов, легко доказывая, что формулы их существований всегда одинаковы.
Анализирует, например, разницу между тираном и деспотом:«Принято считать, что тираны находят наиболее питательную среду на Западе, а деспоты – на Востоке. Неограниченную власть имеют и те и другие, однако тиран скорее следует определённым правилам, а деспот – собственным прихотям»
А далее вступают птицы. Одним из кульминационных моментов книги является сравнение крупных хищных птиц с птицами падальщиками в контексте того, что общество и правители не избегают аналогичных законов, и падальщики и хищники и бесконечно повторяющиеся государственные строи всегда проходят одни и те же однообразные этапы внутри единой системы. Так и правитель «Кондор» Юнгера питается плотью гниющего государства Эвмесвиль.
И выходит, что только совсем глупые революционеры – младенцы могут обольщаться, что какой-то определённый государственный строй сможет сделать жизнь человека лучше. Не сможет. Всё это колесо. Любое государство – внутри колеса. Отличие может возникать только там, где колеса нет вообще, а соответственно и какой бы то ни было государственности. Но анарху - историку даже интересно понаблюдать, как именно повторится очередной раз сценарий, которому неисчислимое количество лет.
«На ошибках истории ничему научиться нельзя»
Размышляя на темы исторических изысков, вспоминая древние персоналии и эпохи, Юнгер обращается к теме духовных наставников. Она одна из главных в книге. Мануэль предпочитает наставников своей родной семье, обосновывает это примерами, собственным развитием, скудным мышлением родных и прочими прелестями, которые звучат убедительно. Из его разговоров с наставниками, из мнений и выводов по их итогам и вырастает книга.
Юнгер и язык человеческий:
у нас семь слов всего словарный
у нас всего семь слов запас
семь слов всего запас словарный
у насРадостно было читать мнение Юнгера о языке, его значении.
Он размышляет, что неспособность формулировать, и самостоятельно моделировать новые слова или языковые образы говорит и о стагнации личности и о стагнации общества, в котором однообразная болтовня является приемлемой системой общения и передачи информации. Это позволяет говорить, не задействуя мозг и анализ, а значит делает любой разговор социально безопасным от выводов. Бездумные носители чужой болтовни жужжжжжжжжат повсеместно.«Эти трое, при всей их непохожести, умеют вести беседу, обходясь без расхожих фраз» (посвящаю эту цитату nedkashtanka и matiush4388 , они тоже это умеют).
«Атака на развитый язык и грамматику, на письменность и знаки составляет часть процесса примитивизации, вошедшую в историю под именем культурная революция»
В конечном итоге автор, с помощью своего отстранённого героя и его наблюдений за политической и интеллектуальной жизнью Эвмесвиля, проходит путь от малого мифа до великого мифа, используя символику человек – птица, человек – зверь, далее человек – стихия и уводит всё это подальше от однозначных: религии, науки и социума - в мифологические леса духа.
«Я предаюсь общему для всех историков удовольствию – метакритике»
Юнгер обладает огромной базой доказательств и аргументов к своей философии, она ощутима на каждой странице, но не подавляет. Хочется всё это гармонично переварить, с пользой. Автор очень конкретен и тем более удивительным для меня было то, что свои размышления он привел к мифологическим аспектам, а не лозунгам. Книга немного фантастична, но фантастичностью, которая скорее мудра и эпична, чем невероятна. И полна метафор. Не смотря на смысловую, историческую, аналитическую нагрузку, всё прочитанное оставляет ощущение прозрачного воздуха, каллиграфических линий, красоты мелочей и душевного покоя.
Ответвлениями в виде ссылок на источники, интересными подробностями, информацией про авторов, которые натолкнули Юнгера на ту или иную мысль, автор чем-то походит на Умберто Эко. Если не лениться, то в сносках открывается целый мир для самостоятельной мыслительной работы.
«Это соответствует моему принципу, согласно которому пустого времени быть не должно, ни одной минуты без духовного напряжения и наблюдательности»
Я хотела бы, чтобы моя голова была бы столь же философичная, как восхитительная голова Эрнста Юнгера. Эвмесвиль – моё открытие 2015 года.
13208