Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Эвмесвиль

Эрнст Юнгер

  • Аватар пользователя
    Аноним25 июня 2015 г.

    ЭВМЕСВИЛЬ

    «Когда у моего папаши собираются гости, мечтающие улучшить мир, в доме очень скоро воцаряется затхлая и удушливая атмосфера».

    Необходимой рецензией на Эвмесвиль была бы научная работа. А лучше две. Первая о самой книге, вторая о том, как ты просеял своё мышление через философию Юнгера.
    Я бы превратила книгу «Эвмесвиль» в человеческое существо, чтобы получить себе в друзья лучшего из возможных собеседников. И было бы мне счастье. Потому что Эвмесвиль – книжная машинка для размышлений. Пока я читала, я размышляла беспрерывно, 21 день внутри обдумываний и образов из книги. Идеи Юнгера нашли во мне уютное пристанище и отклик.

    «Отделить сущностное от того, что похоже на него (даже, по видимости, ему тождественно), - особенно трудно»

    Дальше...

    ГГ Эвмесвиля - Мануэля Венатора интересуют только исторические составляющие цивилизаций. Как герой он возник не для того, чтобы раскрывать эмоциональные глубины или создавать целостную картину личности на службе у сильных мира, где он пребывает. Мануэль не просто историк, он - потомственный историк. Пристальный. Отдельный. Наблюдательный. Словно эволюционный потомок всех историков, которые были до него. Уверенно идущий дорогой, питающей его изыскания.

    Предмет его изысканий - охотник, внутренний человек, «венатор». Прообраз анарха. Сам анарх, живущий в социуме по своим правилам, не впитавший систему, а использующий её, чтобы оставаться нетронутым физически и духовно. Путь анарха Юнгер показывает геометрией чётких постулатов, с разных сторон, достаточно ёмко, чтобы в итоге найти слова, которые не будут абстракты и туманны, но тем не менее учтут все возможные предпосылки. Выживи в социуме, используй его, но не будь им. Точнее ты и не можешь им быть по сути. Скорее так.
    Юнгер сравнивает исторические модели разных цивилизаций и народов, легко доказывая, что формулы их существований всегда одинаковы.
    Анализирует, например, разницу между тираном и деспотом:

    «Принято считать, что тираны находят наиболее питательную среду на Западе, а деспоты – на Востоке. Неограниченную власть имеют и те и другие, однако тиран скорее следует определённым правилам, а деспот – собственным прихотям»

    А далее вступают птицы. Одним из кульминационных моментов книги является сравнение крупных хищных птиц с птицами падальщиками в контексте того, что общество и правители не избегают аналогичных законов, и падальщики и хищники и бесконечно повторяющиеся государственные строи всегда проходят одни и те же однообразные этапы внутри единой системы. Так и правитель «Кондор» Юнгера питается плотью гниющего государства Эвмесвиль.

    И выходит, что только совсем глупые революционеры – младенцы могут обольщаться, что какой-то определённый государственный строй сможет сделать жизнь человека лучше. Не сможет. Всё это колесо. Любое государство – внутри колеса. Отличие может возникать только там, где колеса нет вообще, а соответственно и какой бы то ни было государственности. Но анарху - историку даже интересно понаблюдать, как именно повторится очередной раз сценарий, которому неисчислимое количество лет.

    «На ошибках истории ничему научиться нельзя»

    Размышляя на темы исторических изысков, вспоминая древние персоналии и эпохи, Юнгер обращается к теме духовных наставников. Она одна из главных в книге. Мануэль предпочитает наставников своей родной семье, обосновывает это примерами, собственным развитием, скудным мышлением родных и прочими прелестями, которые звучат убедительно. Из его разговоров с наставниками, из мнений и выводов по их итогам и вырастает книга.

    Юнгер и язык человеческий:

    у нас семь слов всего словарный
    у нас всего семь слов запас
    семь слов всего запас словарный
    у нас

    Радостно было читать мнение Юнгера о языке, его значении.
    Он размышляет, что неспособность формулировать, и самостоятельно моделировать новые слова или языковые образы говорит и о стагнации личности и о стагнации общества, в котором однообразная болтовня является приемлемой системой общения и передачи информации. Это позволяет говорить, не задействуя мозг и анализ, а значит делает любой разговор социально безопасным от выводов. Бездумные носители чужой болтовни жужжжжжжжжат повсеместно.

    «Эти трое, при всей их непохожести, умеют вести беседу, обходясь без расхожих фраз» (посвящаю эту цитату nedkashtanka и matiush4388 , они тоже это умеют).

    «Атака на развитый язык и грамматику, на письменность и знаки составляет часть процесса примитивизации, вошедшую в историю под именем культурная революция»

    В конечном итоге автор, с помощью своего отстранённого героя и его наблюдений за политической и интеллектуальной жизнью Эвмесвиля, проходит путь от малого мифа до великого мифа, используя символику человек – птица, человек – зверь, далее человек – стихия и уводит всё это подальше от однозначных: религии, науки и социума - в мифологические леса духа.

    «Я предаюсь общему для всех историков удовольствию – метакритике»

    Юнгер обладает огромной базой доказательств и аргументов к своей философии, она ощутима на каждой странице, но не подавляет. Хочется всё это гармонично переварить, с пользой. Автор очень конкретен и тем более удивительным для меня было то, что свои размышления он привел к мифологическим аспектам, а не лозунгам. Книга немного фантастична, но фантастичностью, которая скорее мудра и эпична, чем невероятна. И полна метафор. Не смотря на смысловую, историческую, аналитическую нагрузку, всё прочитанное оставляет ощущение прозрачного воздуха, каллиграфических линий, красоты мелочей и душевного покоя.

    Ответвлениями в виде ссылок на источники, интересными подробностями, информацией про авторов, которые натолкнули Юнгера на ту или иную мысль, автор чем-то походит на Умберто Эко. Если не лениться, то в сносках открывается целый мир для самостоятельной мыслительной работы.

    «Это соответствует моему принципу, согласно которому пустого времени быть не должно, ни одной минуты без духовного напряжения и наблюдательности»

    Я хотела бы, чтобы моя голова была бы столь же философичная, как восхитительная голова Эрнста Юнгера. Эвмесвиль – моё открытие 2015 года.

    13
    208