Рецензия на книгу
Вероника решает умереть
Пауло Коэльо
Аноним15 мая 2025 г.Что могло пойти не так? НЕ ТАК ПОШЛО ВСЕ
Жанр: драма, психология, бытовая философия
Дисклеймер:
Если вы: а) преданный фанат Пауло; б) страдаете депрессией или суицидальными мыслями; в) психически нестабильный человек — лучше не читайте этот пост (и книгу заодно): сберегите себе нервы.ПРЕДЫСТОРИЯ
Эту книгу мне посоветовала знакомая, расписывая во всех красках, какой это шедевр, и что она перечитывала минимум 3 раза. Я заинтересовалась, купила не сразу, а прочла и вовсе спустя 2 года. Почему?
Дело в том, что Пауло Коэльо довольно спорный писатель, мнения о котором максимально полярные: либо его книги — это «произведение искусства, мимо которого нельзя проходить ни в коем случае», либо «откровенное дерьмо, которое ещё надо постараться написать». Оценки у него либо 5, либо 1. Я знала об этой фишке, потому что наслышана о пресловутом Алхимике, а то, что мейнстримно, то чаще всего и правда переоценено. Но ведь тут мне порекомендовали! И я такая: «хммм почему бы и нет? Я вроде бы целевая аудитория, что должно пойти не так…» НЕ ТАК ПОШЛО ВСЕ.
СЮЖЕТ
(Внимание: присутствуют спойлеры, не читайте во избежание снижения интереса, если книга была в планах. Впрочем, я прочла краткий пересказ заранее и знала, чем все закончится. Но у вас своя голова на плечах)
Веронике 24, и у нее есть все: молодость, красота, неплохая работа, ухажеры, любящая семья. Нет одного мозгов смысла жизни. Однажды решив, что дни ее будут похожи один на другой и она вскоре состарится, Вероника глотает огромную дозу снотворных, падает, казалось бы, замертво. Но ее спасают и просыпается она сначала в реанимации, а после уже в палате, где ей сообщают, что жить осталось… неделю.
По ходу пьесы к Веронике возвращается память и осознание случившегося, так что и желание смерти никуда не пропадает. Она знакомится с другими пациентами: Зедкой, у которой депрессия и ее лечат инсулиновым шоком, Мари, мучающейся от многократных панических атак, шизофреником Эдуардом, привыкшему к электро-судорожной терапии…
Поначалу Вероника брыкается и ищет способ, как бы отойти на свет иной, выпрашивает таблетки у Зедки, но та предлагает ей обратиться к Мари, которая, в свою очередь, состоит в Братстве — обществе пациентов, на самом деле здоровых, но числящихся в психушке из-за чувства безопасности и заботы со стороны персонала. Их присутствие выгодно как учредителям, так как заведение не пустует, так и пациентам, ведь они все равно могут уходить когда захотят.
Вероника проникается «философией» Зедки и понимает, что они живут как хотят, что нет никаких ограничений, и что она даже злится и завидует на них из-за этого, ведь в привычном обществе показывать эмоции не принято. Такая разнузданность ее восхищает и поражает одновременно, Вероника спорит с санитарами, играет ночью на пианино в холле и свыкается с сердечными припадками.
Эдуард все чаще просит Ви играть ему, и однажды она не выдерживает, раздевается перед ним прямо в холле, кладет ладонь на гениталии и начинает себе мастурбировать… Она возбуждается так сильно, что начинает стонать, кричать от удовольствия, думая, что жить ей остался один день, так что плевать на стеснение и стыд. Позор? Не, не слышали.
Кроме Эдуарда об этом событии никто, каким-то образом, не узнал (мы это ещё обсудим), так что она продолжает жить почти припеваючи: ходить на собрания Братства, пытается медитировать, прощается с Зедкой, потому что ту выписывают.
Многих пациентов устрашило известие о мучительной смерти Ви и что жить ей совсем недолго. Они переосмысляют свою жизнь, т.е. ее пример запускает цепную реакцию = страсти к жизни, что уходит даже та Мари из клиники, считая психушку зоной комфорта и этаким «аквариумом для рыб, имитирующим благополучную жизнь».
Ви лечит доктор Игорь, пишущий диссертацию о некоем «Купоросе», то есть Горечи, и он колол ей фенотал, провоцирующим сердечные приступы. На самом деле это все был эксперимент, чтобы Ви осознала ценность жизни через скорое пришествие смерти. Горечь, по мнению Дока, это обида на реальность и неспособность взять под контроль свои мысли и жизнь в целом. А для Ви он устроил аттракцион «сдохни или умри», чтобы она начала ценить свою жизнь как Бесценный Дар, а сам использовал ее опыт в личных целях.
Заканчивается все тем, что Ви и Эдуард, перед которым она др*чила, сбегают из клиники и бухают, шатаясь по центру города в ожидании, когда она умрет. Но этого не происходит, и доктор Игорь размышляет, что она когда-нибудь узнает о том, что он ее обманул. И будет благодарна за это.
ПЛЮСЫ
+ легкий слог. Это действительно ОГРОМНЫЙ плюс, потому что читая весь этот бред с более тягомотным слогом, я бы просто бросила странице на 20.
- графическое описание панических атак. Сочное, яркое и насыщенное. Я и сама их переживала, так что тут мне правда зашло.
- есть умные мысли, но их приходится 1 на страниц 30. Приключение то ещё))
/честно, пыталась вычленить ещё что-нибудь, но не смогла/
МИНУСЫ
— множество искаженных моментов, приходится заниматься факт-чекингом. Например, Паоло Коэльо упоминает часы якобы Паоло Уччелло 1443 года и утверждает, что Уччелло их изобрел. Однако, он лишь расписал, так как был художником. Ещё был момент, когда Эдуард и Ви остались ночью (!) одни (!) в холле, и ни один санитар (!) я уж молчу о камерах, за ними не следили. Насколько я осведомлена насчёт психбольниц, там с этим строго, и пациентов, тем более с рецидивами шизофрении, не оставляют наедине с девушкой, которая недавно пыталась покончить с собой. Ахах, что, простите? Вы серьезно сейчас?
— Пауло Коэльо ОЧЕНЬ. ЧАСТО. ГРЕШИТ тем, что вкидывает какую-то мысль просто потому что прикольно никуда ее не развивает, не упоминает в дальнейшем сюжете. Например в случае с эзотерикой и астралом у Зедки. Это вообще к чему было? Если бы Ви начала этим интересоваться и это бы сподвигло ее хотеть жить, я бы ещё поняла. А так это чисто вброс чтоб собрать классы
— Поверхностные описания. Ощущение, будто ты в вакууме все время
— не всегда понятно, где заканчивается прямая речь, а где авторские слова. Это раздражает. Либо с переводом что-то не так, либо сам Пауло считает, что он гениально пишет и всё должны понимать его без атрибуции.
— самолюбование. Ох, Пауло очень тщеславен)) чего стоит отдельная глава, где он пишет о себе в третьем лице и почему решил создать это произведение, и сама Ви упоминает, что знает Пауло как создателя некой игры, на презентацию которой съехались журналисты из многих стран Европы)))) а еще Пауло приписал свою биографию Эдуарду))) обожаю)))
— псевдо-философия. Если вы хотите действительно окунуться в философию, почитайте лучше Канта, Спинозу, Гегеля, Декарта в конце концов. Если осилите.
— Бесконечная неуместная рекурсия. Сумасшедшие осуждают других сумасшедших, хотя книга вроде бы про тотальное принятие всех такими, какими они являются. Осуждение гомосексуальности туда же.
— Пропаганда вредных установок, вроде «живи быстро, умри молодым». Шучу. Веди себя эксцентрично, чтобы каждый день был как последний. А вдруг он и правда последний?
— искажение наркозависимости, способствующее облегченному восприятию употребления. Тут я просто промолчу. Рука-лицо.
— Романтизация психических расстройств. Об этом можно говорить очень и очень долго, но эта тема буквально проходит красной нитью сквозь весь роман. Обесценивание многих диагнозов и состояний. Эта книга вызывала во мне лютейшее негодование от того, что чел явно не понимал, что за тему взялся освещать. При том, что Пауло сам лежал в психушке 3 раза.
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Это было плохо, но не совсем так, как я думала изначально. Вот какое право Доктор может сообщать, что пациенту осталось жить 7 дней в рамках эксперимента, о котором знал только он? Никакого. Это нарушает права человека.
Я знаю, что бывают случаи, когда диагноз скрывают за большие деньги (дают взятку на лапу администрации и все), но тут ничего не было сказано про ее мать.
Второй момент (на самом деле их сотни). Какого черта он не рассказал, что это был эксперимент? Вот представьте, вам сказали, что у вас слабое сердце и вы откинетесь в любой день, в любой час, в любую секунду. Тут у всех начнётся либо тревожное расстройство, либо паническая атака, тк это постоянный (я повторю: ПОСТОЯННЫЙ) стресс. Он ей добавил тупо +100 психологических загонов и траблов с психикой. Как человек с диагнозом, я реально понимаю, о чем идёт речь, а не примерно. И мне искренне жаль, если такое кто-то практикует (во что я совершенно не верю).
Третий момент: как же БЕСИТ ПРЕТЕНЦИОЗНОСТЬ сия шедевра, как гротескно выглядят эти неуместные картинные философствования (хуже только у Уальда), и чувство, что Вероника не иначе как МЕССИЯ, посланная в психушку, чтобы пробудить других спящих. Тьфу.И самое последнее, потому что у меня уже трясутся руки: РЕЛИГИЯ. Ох, как много она упоминается, а ещё больше пережевывается. Вот запомните: чтоб сделать книгу стоящей, не обязательно пихать туда религиозные мотивы, чтоб добавить глубины. Потому что даже с ней тут явный провал. Негодовать можно бесконечно, а в мире есть ещё тысячи книг, которые заслуживают гораздо большего внимания.
ВЫВОД
5.5/10.
Это было неплохо на несколько вечеров, но повторять этот опыт я не стану. Читайте на свой страх и риск, посмейтесь от кринжа.ЦИТАТЫ<
- «Люди никогда не верят тому, что им рассказывают, они должны до всего дойти сами»
- «Чем счастливее могут быть люди, тем несчастнее они становятся»
- «Я бы позволила себе быть безумной — ведь безумен сам мир, и хуже всего тому, кто не знает, что он безумен, ведь ему остаётся лишь повторять то, что говорят другие»
- «Два самых тяжелых испытания на духовном пути: терпение в ожидании момента истины и мужество принимать все происходящее без осуждения и оценки»
- «Мне нужно успеть сделать многое — то, что я откладывала на потом, думая, что буду жить вечно, и к чему утратила интерес, когда пришла к выводу, что жить не стоит»
- «— Приняв таблетки, я хотела убить в самой себе ту, кого презирала. Я не думала о том, что внутри меня есть другие Вероники, которых я так и не сумела полюбить.
— А что заставляет человека презирать самого себя?
— Наверное, трусость. Или вечная боязнь провала, страх не оправдать возложенных на те- «Сумасшествие — это неспособность передать другим свое восприятие. Как будто ты в чужой стране — все видишь, понимаешь, что вокруг тебя происходит, но не в состоянии объясниться и получить помощь, поскольку не понимаешь языка, на котором там говорят.»
- «В юности ей казалось, что делать выбор слишком рано. Теперь, став старше, она убедилась, что изменить что-то слишком поздно»
- «Перестань постоянно думать, будто ты всем мешаешь! Если кому-то не нравится, он сам пожалуется. А если ему недостает смелости пожаловаться, то это его проблема»
- «Многие люди о несчастьях других говорят так, будто всеми силами желали бы им помочь, тогда как на самом деле втайне испытывают некое злорадство — ведь на фоне чужих страданий они чувствуют себя более счастливыми, не обделенными судьбой.»
БОНУС 1:
«Какой позор <…> часы мои сочтены, а я придаю значение словам каких-то идиотов, которых вижу впервые и вскоре не увижу никогда. Однако я на них реагирую, я теряю самообладание, во мне просыпается желание и самой нападать, бороться, защищаться. На такую ерунду — тратить драгоценное время!»БОНУС 2:
«Достаточно лишь сохранять „контролируемое безумие“. Плакать, беспокоиться, раздражаться, как любое нормальное человеческое существо, не забывая при этом, что там, наверху, твой дух потешается над всей этой суетой.»Содержит спойлеры14420