Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вероника решает умереть

Пауло Коэльо

  • Аватар пользователя
    Аноним15 мая 2025 г.

    Что могло пойти не так? НЕ ТАК ПОШЛО ВСЕ

    Жанр: драма, психология, бытовая философия

    Дисклеймер:
    Если вы: а) преданный фанат Пауло; б) страдаете депрессией или суицидальными мыслями; в) психически нестабильный человек — лучше не читайте этот пост (и книгу заодно): сберегите себе нервы.

    ПРЕДЫСТОРИЯ

    Эту книгу мне посоветовала знакомая, расписывая во всех красках, какой это шедевр, и что она перечитывала минимум 3 раза. Я заинтересовалась, купила не сразу, а прочла и вовсе спустя 2 года. Почему?

    Дело в том, что Пауло Коэльо довольно спорный писатель, мнения о котором максимально полярные: либо его книги — это «произведение искусства, мимо которого нельзя проходить ни в коем случае», либо «откровенное дерьмо, которое ещё надо постараться написать». Оценки у него либо 5, либо 1. Я знала об этой фишке, потому что наслышана о пресловутом Алхимике, а то, что мейнстримно, то чаще всего и правда переоценено. Но ведь тут мне порекомендовали! И я такая: «хммм почему бы и нет? Я вроде бы целевая аудитория, что должно пойти не так…» НЕ ТАК ПОШЛО ВСЕ.

    СЮЖЕТ

    (Внимание: присутствуют спойлеры, не читайте во избежание снижения интереса, если книга была в планах. Впрочем, я прочла краткий пересказ заранее и знала, чем все закончится. Но у вас своя голова на плечах)

    Веронике 24, и у нее есть все: молодость, красота, неплохая работа, ухажеры, любящая семья. Нет одного мозгов смысла жизни. Однажды решив, что дни ее будут похожи один на другой и она вскоре состарится, Вероника глотает огромную дозу снотворных, падает, казалось бы, замертво. Но ее спасают и просыпается она сначала в реанимации, а после уже в палате, где ей сообщают, что жить осталось… неделю.

    По ходу пьесы к Веронике возвращается память и осознание случившегося, так что и желание смерти никуда не пропадает. Она знакомится с другими пациентами: Зедкой, у которой депрессия и ее лечат инсулиновым шоком, Мари, мучающейся от многократных панических атак, шизофреником Эдуардом, привыкшему к электро-судорожной терапии…

    Поначалу Вероника брыкается и ищет способ, как бы отойти на свет иной, выпрашивает таблетки у Зедки, но та предлагает ей обратиться к Мари, которая, в свою очередь, состоит в Братстве — обществе пациентов, на самом деле здоровых, но числящихся в психушке из-за чувства безопасности и заботы со стороны персонала. Их присутствие выгодно как учредителям, так как заведение не пустует, так и пациентам, ведь они все равно могут уходить когда захотят.

    Вероника проникается «философией» Зедки и понимает, что они живут как хотят, что нет никаких ограничений, и что она даже злится и завидует на них из-за этого, ведь в привычном обществе показывать эмоции не принято. Такая разнузданность ее восхищает и поражает одновременно, Вероника спорит с санитарами, играет ночью на пианино в холле и свыкается с сердечными припадками.

    Эдуард все чаще просит Ви играть ему, и однажды она не выдерживает, раздевается перед ним прямо в холле, кладет ладонь на гениталии и начинает себе мастурбировать… Она возбуждается так сильно, что начинает стонать, кричать от удовольствия, думая, что жить ей остался один день, так что плевать на стеснение и стыд. Позор? Не, не слышали.

    Кроме Эдуарда об этом событии никто, каким-то образом, не узнал (мы это ещё обсудим), так что она продолжает жить почти припеваючи: ходить на собрания Братства, пытается медитировать, прощается с Зедкой, потому что ту выписывают.

    Многих пациентов устрашило известие о мучительной смерти Ви и что жить ей совсем недолго. Они переосмысляют свою жизнь, т.е. ее пример запускает цепную реакцию = страсти к жизни, что уходит даже та Мари из клиники, считая психушку зоной комфорта и этаким «аквариумом для рыб, имитирующим благополучную жизнь».

    Ви лечит доктор Игорь, пишущий диссертацию о некоем «Купоросе», то есть Горечи, и он колол ей фенотал, провоцирующим сердечные приступы. На самом деле это все был эксперимент, чтобы Ви осознала ценность жизни через скорое пришествие смерти. Горечь, по мнению Дока, это обида на реальность и неспособность взять под контроль свои мысли и жизнь в целом. А для Ви он устроил аттракцион «сдохни или умри», чтобы она начала ценить свою жизнь как Бесценный Дар, а сам использовал ее опыт в личных целях.

    Заканчивается все тем, что Ви и Эдуард, перед которым она др*чила, сбегают из клиники и бухают, шатаясь по центру города в ожидании, когда она умрет. Но этого не происходит, и доктор Игорь размышляет, что она когда-нибудь узнает о том, что он ее обманул. И будет благодарна за это.

    ПЛЮСЫ

    + легкий слог. Это действительно ОГРОМНЫЙ плюс, потому что читая весь этот бред с более тягомотным слогом, я бы просто бросила странице на 20.

    • графическое описание панических атак. Сочное, яркое и насыщенное. Я и сама их переживала, так что тут мне правда зашло.
    • есть умные мысли, но их приходится 1 на страниц 30. Приключение то ещё))

      /честно, пыталась вычленить ещё что-нибудь, но не смогла/

      МИНУСЫ

      — множество искаженных моментов, приходится заниматься факт-чекингом. Например, Паоло Коэльо упоминает часы якобы Паоло Уччелло 1443 года и утверждает, что Уччелло их изобрел. Однако, он лишь расписал, так как был художником. Ещё был момент, когда Эдуард и Ви остались ночью (!) одни (!) в холле, и ни один санитар (!) я уж молчу о камерах, за ними не следили. Насколько я осведомлена насчёт психбольниц, там с этим строго, и пациентов, тем более с рецидивами шизофрении, не оставляют наедине с девушкой, которая недавно пыталась покончить с собой. Ахах, что, простите? Вы серьезно сейчас?

      — Пауло Коэльо ОЧЕНЬ. ЧАСТО. ГРЕШИТ тем, что вкидывает какую-то мысль просто потому что прикольно никуда ее не развивает, не упоминает в дальнейшем сюжете. Например в случае с эзотерикой и астралом у Зедки. Это вообще к чему было? Если бы Ви начала этим интересоваться и это бы сподвигло ее хотеть жить, я бы ещё поняла. А так это чисто вброс чтоб собрать классы

      — Поверхностные описания. Ощущение, будто ты в вакууме все время

      — не всегда понятно, где заканчивается прямая речь, а где авторские слова. Это раздражает. Либо с переводом что-то не так, либо сам Пауло считает, что он гениально пишет и всё должны понимать его без атрибуции.

      — самолюбование. Ох, Пауло очень тщеславен)) чего стоит отдельная глава, где он пишет о себе в третьем лице и почему решил создать это произведение, и сама Ви упоминает, что знает Пауло как создателя некой игры, на презентацию которой съехались журналисты из многих стран Европы)))) а еще Пауло приписал свою биографию Эдуарду))) обожаю)))

      — псевдо-философия. Если вы хотите действительно окунуться в философию, почитайте лучше Канта, Спинозу, Гегеля, Декарта в конце концов. Если осилите.

      — Бесконечная неуместная рекурсия. Сумасшедшие осуждают других сумасшедших, хотя книга вроде бы про тотальное принятие всех такими, какими они являются. Осуждение гомосексуальности туда же.

      — Пропаганда вредных установок, вроде «живи быстро, умри молодым». Шучу. Веди себя эксцентрично, чтобы каждый день был как последний. А вдруг он и правда последний?

      — искажение наркозависимости, способствующее облегченному восприятию употребления. Тут я просто промолчу. Рука-лицо.

      — Романтизация психических расстройств. Об этом можно говорить очень и очень долго, но эта тема буквально проходит красной нитью сквозь весь роман. Обесценивание многих диагнозов и состояний. Эта книга вызывала во мне лютейшее негодование от того, что чел явно не понимал, что за тему взялся освещать. При том, что Пауло сам лежал в психушке 3 раза.

      ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

      Это было плохо, но не совсем так, как я думала изначально. Вот какое право Доктор может сообщать, что пациенту осталось жить 7 дней в рамках эксперимента, о котором знал только он? Никакого. Это нарушает права человека.

      Я знаю, что бывают случаи, когда диагноз скрывают за большие деньги (дают взятку на лапу администрации и все), но тут ничего не было сказано про ее мать.


    Второй момент (на самом деле их сотни). Какого черта он не рассказал, что это был эксперимент? Вот представьте, вам сказали, что у вас слабое сердце и вы откинетесь в любой день, в любой час, в любую секунду. Тут у всех начнётся либо тревожное расстройство, либо паническая атака, тк это постоянный (я повторю: ПОСТОЯННЫЙ) стресс. Он ей добавил тупо +100 психологических загонов и траблов с психикой. Как человек с диагнозом, я реально понимаю, о чем идёт речь, а не примерно. И мне искренне жаль, если такое кто-то практикует (во что я совершенно не верю).
    Третий момент: как же БЕСИТ ПРЕТЕНЦИОЗНОСТЬ сия шедевра, как гротескно выглядят эти неуместные картинные философствования (хуже только у Уальда), и чувство, что Вероника не иначе как МЕССИЯ, посланная в психушку, чтобы пробудить других спящих. Тьфу.

    И самое последнее, потому что у меня уже трясутся руки: РЕЛИГИЯ. Ох, как много она упоминается, а ещё больше пережевывается. Вот запомните: чтоб сделать книгу стоящей, не обязательно пихать туда религиозные мотивы, чтоб добавить глубины. Потому что даже с ней тут явный провал. Негодовать можно бесконечно, а в мире есть ещё тысячи книг, которые заслуживают гораздо большего внимания.

    ВЫВОД

    5.5/10.
    Это было неплохо на несколько вечеров, но повторять этот опыт я не стану. Читайте на свой страх и риск, посмейтесь от кринжа.

    ЦИТАТЫ<

    • «Люди никогда не верят тому, что им рассказывают, они должны до всего дойти сами»
    • «Чем счастливее могут быть люди, тем несчастнее они становятся»
    • «Я бы позволила себе быть безумной — ведь безумен сам мир, и хуже всего тому, кто не знает, что он безумен, ведь ему остаётся лишь повторять то, что говорят другие»
    • «Два самых тяжелых испытания на духовном пути: терпение в ожидании момента истины и мужество принимать все происходящее без осуждения и оценки»
    • «Мне нужно успеть сделать многое — то, что я откладывала на потом, думая, что буду жить вечно, и к чему утратила интерес, когда пришла к выводу, что жить не стоит»
    • «— Приняв таблетки, я хотела убить в самой себе ту, кого презирала. Я не думала о том, что внутри меня есть другие Вероники, которых я так и не сумела полюбить.
    ть.

  • — А что заставляет человека презирать самого себя?
    — Наверное, трусость. Или вечная боязнь провала, страх не оправдать возложенных на те
    • «Сумасшествие — это неспособность передать другим свое восприятие. Как будто ты в чужой стране — все видишь, понимаешь, что вокруг тебя происходит, но не в состоянии объясниться и получить помощь, поскольку не понимаешь языка, на котором там говорят.»
    • «В юности ей казалось, что делать выбор слишком рано. Теперь, став старше, она убедилась, что изменить что-то слишком поздно»
    • «Перестань постоянно думать, будто ты всем мешаешь! Если кому-то не нравится, он сам пожалуется. А если ему недостает смелости пожаловаться, то это его проблема»
    • «Многие люди о несчастьях других говорят так, будто всеми силами желали бы им помочь, тогда как на самом деле втайне испытывают некое злорадство — ведь на фоне чужих страданий они чувствуют себя более счастливыми, не обделенными судьбой.»

      БОНУС 1:

    1:


    «Какой позор <…> часы мои сочтены, а я придаю значение словам каких-то идиотов, которых вижу впервые и вскоре не увижу никогда. Однако я на них реагирую, я теряю самообладание, во мне просыпается желание и самой нападать, бороться, защищаться. На такую ерунду — тратить драгоценное время!»

    БОНУС 2:


    «Достаточно лишь сохранять „контролируемое безумие“. Плакать, беспокоиться, раздражаться, как любое нормальное человеческое существо, не забывая при этом, что там, наверху, твой дух потешается над всей этой суетой.»
Содержит спойлеры
14
420