Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

La peste

Albert Camus

  • Аватар пользователя
    Undeniable21 июня 2015 г.

    Не могу сказать, что поняла эту книгу, но, надеюсь, в некоторых моментах хотя бы правильно выделила акценты. Вначале книга не вызывала практически никаких эмоций, лишь попытки понять замысел автора, но после откровений Тарру перед Риэ меня пробрало, хотя это уже и самый конец книги. Возможно, я перечитаю ее позднее, и она откроется для меня по-новому.
    Любопытно, что сам Камю жил в Оране, а так же, в 1930 году у него обнаружили туберкулез. Классические симптомы туберкулеза легких сильно напоминают описанные им страдания чумных заболевших, так что, возможно, он вложил в это какие-то страдания , перенесенные в свое время.

    Дальше...

    Что такое "Чума" в этом произведении? Это заболевание, олицетворение фашизма и нацизма (по словам самого Камю), а так же зло, неотделимое от бытия. Это как раз хорошо иллюстрирует Тарру: «Каждый носит ее, чуму, в себе, ибо не существует такого человека в мире, да-да, не существует, которого бы она не коснулась».
    Чума это абстракция, нечто нереальное. То, что заставляет нас топтаться на месте. Это страдания и трагическая судьба. Это жизнь без надежды, а значит, без будущего. Те, кого коснулась чума, уже не могут остаться прежними, даже если пытаются сделать вид и начать все сначала.
    Роман написан несколько суховато, это хроника города, отрезанного от остального мира чумой, где все замерло в ожидании и борьбе. Повествование ведется с разных сторон и подкрепляется как некими выводами автора, так и диалогами, монологами, мыслями. У каждого жителя борьба выглядит по-своему, а кто-то решил и вовсе не бороться.
    Риэ. Врач. По идее прикладывает больше усилий в борьбе с болезнью, чем кто-либо, но ничего не добивается. Он вынужден быть наблюдателем сотни тысяч смертей и закрывает свое сердце, чтобы продолжать бороться. Постепенно его захватывает безразличие, являющееся для него благом. «Риэ. Вдруг отдал себе отчет, что ему не требуется больше защищаться от жалости. Очень уж утомительна жалость, когда жалость бесполезна».
    Рамбер. Пытается победить чуму, как нечто, что сковывает его и мешает на пути к счастью-воссоединению с женой, возвращению домой и свободе. Он чувствует себя не здешним, это ошибка, что он тут, но чума не делает различий. Поэтому борьба Рамбера - его бесплодные попытки вырваться. В них он шел по кругу. Казалось, только он приближается к цели, как его отбрасывает к началу. Он вынужден томиться в ожидании и искать новую возможность.
    Тарру. Для него борьба это путь сочувствия, он искал способ стать святым без Бога, возможно, чтобы найти покой в служении людям. Лучше встать на сторону слабых и побежденных, чем стать бедствием для них, но « даже жертвы подчас бывают палачами». Это противоречие терзало его и лишало надежды. Может, смерть стала для него освобождением.
    Отец Панлю. Его борьба- борьба веры. Как продолжить верить, когда Бог столь жесток даже к невинным детям своим.
    Коттар. Вот кому чума пошла «на пользу». Сделала его уверенным, помогла не чувствовать себя одиноким, ведь все стали переживать то, с чем, в какой-то степени он уже столкнулся до них.
    Чума коснулась каждого жителя: и заболевших, и здоровых. Что выиграли они в своей борьбе? Что вообще можно выиграть в такой борьбе? Об этом говорить не буду, пусть каждый найдет для себя ответ сам, дочитав книгу до конца.

    10
    57