Рецензия на книгу
Интервью с вампиром
Энн Райс
Аноним12 мая 2025 г.Отборная вампирская драма
В наше время мало кого можно удивить гуманными вампирами, ведь их образ в медиа давно очеловечен и даже романтизирован. С этим явлением принято отчасти связывать писательницу Энн Райс, которая приложила руку к созданию «новых» вампиров, не представляющих собой абсолютное зло и даже вызывающих сочувствие. С романом «Интервью с вампиром» и дальнейшими книгами цикла я решила ознакомиться после просмотра обеих экранизаций (фильма и сериала), уж очень дисфункциональная вампирская семья запала мне в душу. И роман всецело оправдал мои ожидания, позволив глубже погрузиться в историю и лучше понять мотивации героев.
Сюжет. Луи де Пон дю Лак тяжело переживает самоубийство младшего брата и находит утешение в пьянстве и саморазрушении. Его страдания не оставляют равнодушным вампира Лестата де Лионкура, который решает сделать его своим бессмертным компаньоном. Позже с ними начинает жить вампир-малышка Клодия, конфликт которой и станет катализатором развития сюжета.
Во второй части романа события происходят в Париже, и нам представляют главу местного общества Армана - загадочного трехсотлетнего вампира в теле 17-ти летнего юноши, будто сошедшего с полотен Ренессанса. Также нам показывают Театр вампиров - место, где вампиры могут убивать людей прямо на сцене, прикрываясь сценарием.
Слог у книги приятный, немного витиеватый, так как повествование идёт от лица двухсотлетнего вампира Луи, решившего поделиться своей историей, лежащей в основе романа, с молодым интервьюером. Хотелось бы проанализировать персонажей и поговорить о каждом поподробнее, по возможности без спойлеров основного сюжета.
Луи. Молодой скучающий буржуа, привлекший внимание вампира своими красотой и любовью к страданиям. Является ненадежным рассказчиком, иногда не по своей воле. Очень романтично-готический герой, погруженный в свои декадентские размышления, которые не всегда находят отклик у окружающих. По натуре своей меланхолик, часто бездействует, о чем потом жалеет. Однако страдания приносят ему своеобразное удовольствие. В книге на постоянной основе подчеркивается его человечность, но я не сказала бы, что он менее жесток, чем остальные вампиры, скорее больше склонен к рефлексии. На протяжении всего рассказа философствует и мучается угрызениями совести. Не может простить Лестата за то, что тот его обратил, хотя поначалу очарован им и его нечеловеческой сущностью. Он не находит в Лестате духовного учителя, а потому разочаровывается в нём, но остается с ним жить больше половины века, ведь считает, что зависит от него за неимением знаний об устройстве мира вампиров. Для него вампирская жизнь, сопряженная с вечностью, становится проклятьем, и он на протяжении всего повествования не вписывается ни в одно общество, будь то вампирское или человеческое, этакий «лишний человек» в сеттинге готического ужаса.
Лестат. Обаятельный мерзавец, упивающийся образом вампира-джентельмена. Начала читать по большей части ради него, в обеих экранизациях привлек своей самоуверенной харизмой. Своенравный, вспыльчивый, тщеславный, безжалостный - таким нам описывает его Луи, однако он не до конца понимает Лестата и является пристрастным наблюдателем, и, чтобы вникнуть в его мотивацию, лучше читать цикл дальше, ведь большинство книг написано от его лица. Долго вникать не придется, действует он по принципу «а что будет если?..», вообщем, не утруждает себя лишними размышлениями. Прилепился к Луи, как банный лист и старался удержать его подле себя всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Вампиры не способны испытывать сексуальное возбуждение, так что природу его привязанности каждый определяет для себя сам. Для Луи он является образцом порока и безнравственности, ведь не отрицает свою вампирскую природу и наслаждается убийствами. В целом за этим союзом было интересно наблюдать, их перепалки в моей голове выглядят несколько комично и скорее напоминают ссоры старой женатой пары. Он часто ведет себя непоследовательно и смешно: приводит в дом двух проституток, чтобы досадить Луи, танцует с трупом матери Клодии, пилит ноготочки на смертном одре отца, импульсивно обзаводится дочерью, заявляя, что у него проснулись «материнские» чувства. Благодаря своему неуёмному и бунтарскому характеру становится привлекательным для большинства читателей, особенно в последующих книгах. (хотя к 5 книге, признаюсь честно, он мне изрядно поднадоел).
Клодия. Малышка-смерть с большими голубыми глазами и чудесными золотыми локонами. В эту героиню писательница сублимировала свое горе, ведь её дочь в возрасте 6 лет погибла от лейкемии, а Клодии нестрашны человеческие недуги. Клодия - дочь непутевых вампирских родителей, жертва их прихоти. Вынуждена навсегда остаться в теле пятилетней девочки, когда ментально ей уже около 70. Сначала Луи отмечает её сходство с Лестатом, их общую тягу к жестоким и изощренным убийствам, но позже приходит к выводу, что она не похожа ни на одного из них. Является искусным манипулятором, но очень привязана к Луи, к которому начинает испытывает не совсем детско-родительские чувства. Из-за её ментального возраста их отношения выглядят несколько странно, но в Вампирских хрониках эмоциональный инцест не такая уж редкость. Это лишь нагоняет большей жути повествованию, и я не вижу смысла сетовать на отсутствие морали в книге про убийц и кровопийц. Ни Луи, ни Лестат не относятся к ней серьезно, оба считают её прелестной куколкой, которую можно наряжать в изысканные наряды и баловать, но никак не полноценным человеком со своими желаниями. Она на некоторое время становится громоотводом для их союза, спасая Луи от одиночества и депрессии. Стоит отметить, что оба её очень любят, но по-своему и неуклюже. Хотя она иногда неоправданно жестока, все же мне её очень жаль.
Те 2 страницы, когда они были относительно счастливы втроем, были слишком хороши, чтобы это продлилось дольше.
«Как бы я ни ненавидела его, с Лестатом мы трое были… совершенны».
Инфанта-смерть в платье с рюшами и лакированных туфельках и двое статных мужчин приятной наружности с мертвенно-бледной кожей и сверкающими глазами. Можно представить, какое впечатление они производили на людей, передвигаясь под покровом ночи. Лестат и Луи души не чаяли в Клодии, исполняя любой её каприз, и она наслаждалась их неумелым проявлением любви, пока не осознала, что по их вине навсегда заперта в этом беспомощным теле.
Арман. Жутковатый древний вампир с внешностью ангелочка Боттичелли, глава Парижского общества и мэтр Театра вампиров. Луи считает, что тот может дать ему ответы на все экзистенциальные вопросы, но сам Арман не может похвастаться глубинным знанием об истоках вампирской расы. В качестве спутника Луи не особенно раскрылся, что понятно в свете произошедших событий. Предстает перед нами мудрым философом и наставником, имеющим свои понятия о зле, считает, что его можно измерить. Морально серый персонаж с вагоном и маленькой тележкой травм, которые откроются нам в дальнейших книгах цикла, и мне не терпится прочесть часть, посвященную ему. На самом деле потерянный мальчишка, жаждущий, чтобы его приняли и поняли, однако применяющий сомнительные методы.
Дэниел Моллой. Молодой интервьюер с сомнительным образом жизни, который вообще не понял, как умудрился наткнуться на вампира. Постоянно находится в состоянии какого-то полнейшего отлёта, и я его понимаю. Иногда эмоционально втягивается в повествование и праведно негодует.
Были и менее значимые для сюжета персонажи: возлюбленная Луи, под чьими окнами он драматично шатался, музыкант - друг Лестата, эксцентричные особы из Театра вампиров.
В общем, эта вселенная стала для меня неким открытием и новой гиперфиксацией. Сюжет не боится быть драматичным и сумбурным, а визуальные образы легко и надолго отпечатываться в памяти. Считывается также эротический подтекст, ведь процесс поглощения чужой крови часто сравнивают с единением плоти, актом страсти и желания, а в рамках данной вселенной является пиком физической и эмоциональной близости. Мне нравится, что вампиры часто «влюбляются» в друг друга платонически, и эти чувства не вызывают отторжения у читателя. В целом образ вампира очень притягателен, ведь через него можно поднять множество вечных вопросов, например, как эпоха влияет на человека, где границы добра и зла, в чем природа смерти. Райсовские вампиры завораживают, ведь они как бы представляют собой отдельную расу, но в большинстве своем все же тяготеют к смертным, восхищаются ими как экзотическими зверьками.
Книгу можно читать отдельно, как цельное произведение, а можно продолжить знакомится с циклом, который насчитывает 15 книг. По моему мнению, именно эту часть можно назвать вампирской классикой, квинтэссенцией всего, что мы ценим и любим в этом жанре. Поэтому, несмотря на то, что книга не претендует на уникальные мысли, я определенно буду её перечитывать, потому что множество деталей, характеризующих персонажей, открывается только при перепрочтении.
8174