Рецензия на книгу
Над Неманом
Элиза Ожешко
Аноним12 мая 2025 г.Читать этот роман мне было интересно, иногда даже очень, однако об этой книге у меня сложилось весьма противоречивое мнение.
Это настоящий гимн людям труда (а именно сельского труда) и гимн родной природе. Очень поэтичные описания природы, множество народных песен, поэтично-пафосное описание крестьянского труда, который хоть и нелегок, но исключительно радость приносящий. А сами деревенские жители (вроде бы как обедневшая шляхта, но точно не крестьяне, на которых они смотрят свысока) -- работящи, веселы, счастливы. Прям идиллия какая-то. Но нет, не идиллия, в книге много про тяготы, нехватку денег, дележ земли между соседями (до драк и до судебных тяжб) и дробление земли между наследниками, что ведет их понемногу к бедности.
Эта книга, на первый взгляд, четко делит всех персонажей на стоящих людей и никчемных (не равно отрицательных) -- опять-таки по принципу трудится ли персонаж или бездельничает. Пани Эмилия и ее компаньонка Тереса, Зыгмунт Корчинский или морфинист пан Ружиц -- совершенно никчемные, например, а Марта Корчинская, Мария Кирло, Ян Богатырович -- вот это идеалы. Мезальянс Юстины -- пример правильного пути от безделья к труду. Но и тут не всё так просто оказывается. Есть очевидно симпатичные автору герои, которые не очень-то вписываются в эти рамки. Например, Анзельм Богатырович, который довольно долго страдал из-за отвергнутой любви, аж в глубокую депрессию впал, выражаясь современным языком, и вроде бы провел несколько лет в постели из-за этой непонятной болезни, но всё же вернулся к созидательному труду, хотя так и не оправился окончательно. Или, например, Бенедикт Корчинский, который всё время проводит в трудах и заботах, но не получает никакой отдачи от своих трудов, и всё больше озлобляется, и всё чаще ссорится с соседями (мелкими землевладельцами из деревни), с которыми когда-то водил дружбу. Или вдова Андрея Корчинского, которая чтит память своего мужа, старается по возможности следовать его принципам и идеалам, но воспитала в итоге совершенно никчемного сына Зыгмунта и сама в ужасе от этого.
Этот роман - дань памяти героев январского восстания 1863 года, но при этом читатель практически ничего не узнает ни о восстании, ни о его последствиях, но о его деятелях. Они были прекрасны, настоящие патриоты, дело их было правое, но за что они боролись и против чего -- об этом практически ничего нет. После подавления восстания жизнь изменилась к худшему, это постоянно проскальзывает в разговорах, но о том, что именно стало хуже, тоже ни слова (зато есть явная надежда на новое поколение как продолжателей дела отцов в лице Витольда Корчинского). Целевая аудитория романа явно всё прекрасно сама знала и понимала, а современный читатель (если он не поляк) должен не полениться хоть немного погуглить об этом сам, чтобы понять историко-патриотическую подоплеку сюжета, из-за которой роман, набиравший популярность в конце 19 века, привлек внимание цензуры, остановившей выпуск очередного издания.
В общем, мне роман понравился, но вот советовать его я бы никому не стала, уж слишком он, на мой взгляд, для современного читателя специфический и какой-то наивный.18195