Рецензия на книгу
Я вижу солнце
Нодар Думбадзе
Аноним11 мая 2025 г.Дарующие свет
"Я вижу солнце" рассказывает нам о жизни небольшой грузинской деревни, размеренную жизнь которой нарушила Вторая мировая. Мужчины ушли на фронт, оставив в тылу стариков, женщин и детей. Происходящее мы видим глазами мальчика по имени Сосойя, который живёт с тётей. В свои юные годы он, может, и не понимает ещё всего, но и глупышом его тоже не назовёшь.
– Война, Сосойя, война!
– Какая война, дядя Асало?
– Обыкновенная: драка, убийство, кровопролитие… Понял?
– С кем?
Асало махнул рукой.
– С кем? – повторил я и огляделся. Люди вокруг меня стояли притихшие, испуганные, бледные.
– С Германией! – ответил наконец кто-то.
– С какой Германией?
– О господи! – вздохнул Асало. – С зеленой!
Я понял, что случилось нечто страшное, пришла великая, небывалая, необычная беда. Столько испуганных, онемевших людей я никогда еще не видел. И я испугался. Меня обуял страх, какой находит на мальчишку, которого в полночь заманили на кладбище и оставили там одного.Он заботится о тёте, которая, по его мнению, решила не выходить замуж исключительно ради него, а также о своей соседке Хатии, слепой от рождения, которую он водит в школу. Именно от Хатии мы слышим слова "Я вижу солнце". Якобы, если слепой видит солнце, значит есть надежда восстановить зрение. Но этот символ здесь гораздо мощнее. Видеть солнце хотят все жители деревни, даже когда одна за другой приходят похоронки и дела с продовольствием оставляют желать лучшего. Кукуруза да козье молоко — вот и вся роскошь! Отсчитывая каждый год войны, они надеются, что он станет последним.
Однако мне понравилось, что война была не в центре повествования. Она осталась где-то на заднем плане, хотя сомнений не было, что где-то там гибнут люди и ведутся кровопролитные бои. Думбадзе сосредоточился на самих жителях, на их ответ на войну. А момент, когда в деревню забрёл пленный немец, можно даже назвать трогательным.
Люди в этой повести удивительные. И дети, и старики. Они словно были сделаны так, чтобы не пускать печаль в их жизни. Сосо часто сравнивал свою тётю Кето с девой Марией из-за ореола святости, окружающего её. Она никогда не жаловалась или злилась на ближнего, лишь терпеливо принимала всё ниспосланное ей с молчаливой благодарностью. Хатию тоже можно было бы сравнить с юродивой. Её физический недостаток с лихвой возместился в достатке душевном. Она всегда верила только хорошее в жизни, и это поистине удивительный дар. Почему-то именно женские образы стали для меня главными в повести, а совсем не Сосо. Эти героини сами, словно солнце, согревали всех вокруг своим теплом, надеждой и любовью, помогая тем самым и им обратить свой взор на дарующее свет светило...
29245