Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Невыносимая легкость бытия

Милан Кундера

  • Аватар пользователя
    carasuma18 июня 2015 г.

    Книга вызвала неоднозначное впечатление.
    Почти сразу же не понравился стиль изложения – я люблю книги, которые захватывают, когда веришь в существование персонажей, и забываешь, что это выдуманная история. А автор об этом неустанно напоминал, то забегая наперед, то возвращаясь в прошлое… Но бывают все же такие книги - тут не нравится, с этим несогласен, но все равно почему-то продолжаешь читать.

    «Модернистская вещь, исполенная игры и глубокого пафоса», – написан на обложке отзыв Джанет Малкольм.
    Да уж, пафоса было более чем достаточно. Хоть его и не назовешь примитивным – я нашла у Кундеры интересные мысли, его обнажение скрытых мотивов человека, объяснения поступков персонажей. Хотя мне кажется, что слишком уж однозначно и категорично автор все объяснял (например, привязав все переживания и поступки Терезы к отношениям с матерью, Сабины – ее жаждой предательства, и т.д.) Но кто меня заставляет с ним соглашаться? Я могу сделать и свои выводы. Например, я не считаю Сабину предательницей. Пусть она разочаровывала ожидания окружающих, но была верна себе, или, по крайней мере, старалась.

    Пара Сабина – Франц показалась мне более симпатичной, чем Тереза и Томаш – эти двое вызывали приступы возмущения. Томаш на страницах книги распинается о любви к Терезе, при этом, видя ее страдания, ее мучительные кошмары, и не подумал прекращать свои измены, и палец об палец не стукнул, чтобы сделать ей легче. Его логика: «Вот, я такой и ничего не поделаешь, раз уж ты меня полюбила, так терпи». Тереза только усугубляет ситуацию своей жертвенностью, отречением от себя, муж для нее – центр вселенной. Мало того, что она молча терпит его измены, так еще и чувствует себя виноватой и все время боится его разочаровать. И это Кундера пытается подсунуть как пример прекрасной любви. Существование такой пары в реальной жизни кажется маловероятным. Законченный бабник бросил свои похождения, отправился по желанию жены в деревню и стал примерным семьянином, осознав, как он все эти годы любил только ее? Сомнительно.

    Вообще, герои этой книги показались подростками, которые так и не повзрослели, и бездумно играли с чувствами друг друга. Однако на страницах книги они изменились, стали более зрелыми, осознали что-то важное… В первых главах меня от них мутило, но потом, благодаря некоторым эпизодам, прониклась симпатией, а дочитав, почувствовала даже сожаление, что расстаюсь с ними. Пусть это и не были персонажи, которыми восхищаешься, но всегда ли книжные герои должны быть примером для подражания? Может быть, именно таких, вовсе не идеальных людей, Кундера и стремился изобразить?

    Несмотря на все не понравившиеся моменты, я нашла в этой книге для себя немало хорошего.
    Думая, что знаем причину наших поступков и решений, мы можем не осознавать настоящих мотивов, они скрыты от нашего взора, мы стремимся к неведомому. Эта мысль, пожалуй, запомнилась мне больше всего.
    Что мне нравится у Кундеры, так это то, как он показывает, насколько по-разному люди воспринимают одни и те же ситуации.
    Что неприемлемо для одного человека, желаемо для другого. Для Сабины любые демонстрации, не важно, на чьей стороне – воплощение тоталитарного режима, безликости, отсутствия индивидуальности. Для нерешительного Франца они – воплощение борьбы, силы духа, умения отстоять свои взгляды и идеи. Для Франца быть честным значит обнародовать свою любовь, а для Сабины выставление чувств напоказ превращается в фальш.

    Интересным было повествование про оккупацию Чехословакии, жизнь в условиях коммунистического режима, про личное и общественное, про призвание человека либо его отсутствие… А особенно - про вездесущий коммунистический кич, да и вообще кич, в который может превратиться любая часть нашей жизни, стоит ей быть вынутой наружу из глубины души и стать достоянием общественности.

    1
    128