Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Пташка

Ксения Скворцова

  • Аватар пользователя
    Аноним7 мая 2025 г.

    Вольна птаха и петух

    Сейчас, немного погодя после прочтения книги, понимаю, что поставила высшую оценку сугубо за атмосферу, ибо как же приятно было её читать. Книга в роде своем достаточно оригинальная. Подобной "правильной" славянской литературы я встречала немного (Семенова как эталон - не в счёт) и какой же "вкусный" текст. Автор с первых строчек погружает нас в антураж славянского житья и держит планку на протяжении всей книги, правда моментами уж сильно углубляясь в бытовуху, но об это чуть позже.

    История наполнена массой архаизмов и исконной лексики, которые идеально легли в книгу и отлично вписались в линию повествования. Здесь же отмечу плюс - сноски внизу страницы, а не в конце книги, их достаточно большое количество и я бы задолбалась каждый раз листать до глоссария. За это - поклон.

    Главная героиня отторжения не вызывала, хоть в большинстве случаев и была влекома чувствами, а не здравым смыслом, т.е. вела себя как обычный человек. Надоело читать про сверхсильных дам без страха и упрека. Сюжет незатейливый, читается легко и приятно.

    Но без критики никуда. И её будет много.

    Чувствуется, что многие моменты написаны, лишь бы показать знания автора в вопросе славянского быта и культуры. Как пример - описание бучения - особого вида щелочной стирки или особо подробное описания игр ряженных. Не могу сказать, что это плохо, читать было интересно, но чуть отдает энциклопедизмом.

    Далее, простенький сюжет без множества красивых букв уместился бы страниц в сто. Было много интересных  линий, которые оборвались, так и не получив развития. Не знаю, причина ли в нещадном отсеивании персонажей, о чём напишу далее, либо в угасании интереса автора к определенным героям и направлениям сюжета, но вопросов и дыр книга оставила массу.

    Множество героев, которые выглядят как шаблон. Здесь я, возможно, придираюсь, но мне не хватило глубины и какой-то подоплеки поступков у 90% персонажей. С гг вроде всё понятно. Как меня раздражал главный мужской персонаж, я промолчу, ибо, если начну писать, потрачу не одно предложение на описание этого засранца. На других многочисленных персонажей, наверное, просто не хватило страниц. Я так и не поняла смысл появления Сонкура, который по логике должен был сыграть какую-то роль, но, по сути, просто мелькнул на фоне военных действий. Нам дали рассказ о его прошлом, геройское появление в настоящем ииии.... всё. Он ускакал в закат и больше о нем не вспоминали. Смысл не ясен. Но этот персонаж хоть получил какую-то предысторию, остальные же сотни человек просто как декорации мелькали, дабы создать фон для действий главной героини. Я могла бы написать список нераскрытых персонажей с неизвестным прошлым, непонятным будущим (куда делся кузнец например?), которые были незаслуженно слиты.

    И главная моя претензия - это концовка. Было чувство,что автор просто устал писать и решил закончить всю эту беготню на полуслове. И влепил в конец постельную сцену. Занавес. И это даже не открытый конец, его просто нет. Я не рассчитывала на диккенсовскую концовку с описанием по каждому герою, но подобный финт никак не воспринимается как точка. Историю могла спасти еще одна глава или эпилог или пара абзацев с описанием как герои, взявшись за ручки, уходят в закат. Хоть какое-то окончание по сюжету. У меня до сих пор ощущение, что я книгу не дочитала . Очень сильная нехватка логического завершения. За это было желание снизить оценку, но ладно. Атмосфера легла на настроение и вытянула.

    Не знаю, является ли книга дебютом или это зрелое произведение автора, но качественность текста достойна похвалы, несмотря на все вышеуказанные косяки.

    14
    271