Рецензия на книгу
Под сетью
Айрис Мёрдок
Аноним17 июня 2015 г.Я ненавижу одиночество, но слишком большая близость меня страшит. Суть моей жизни – тайная беседа с самим собой, и превратить ее в диалог было бы равносильно самоубийству.Есть писатели-философы, которые несут в свои тексты философию рафинированную, с доступной формой изложения. Они говорят о личном восприятии мира и о мире в целом с той образностью, которая не требует особой подготовленности, чтобы раскрыть суть их мысли. Они вовлечены в сам процесс воссоздания идеи с большей страстностью, чем в ее структуру. К таким писателям несложно подобраться, услышать их и оценить творение.
А есть еще философы-писатели. Их мировоззрение сложно само по себе, оно неожиданное, подчас даже опровергающее многие устоявшиеся истины. Точнее, их подход к этим истинам довольно дерзкий, смелый и оправданный. Они поднимают тяжеленные шторы, запыленные многими годами (даже веками) и дают возможность увидеть проблему без налета ханжества и убогого догматизма. В их мысли очень сложно проникнуть и проникнуться. Они воссоздают мир таким, каков он есть, но с одним штрихом: для них на первом месте не эстетическое наслаждение в потенциале, а именно нажим на философскую подоснову, переданную в том непростом кадре, который непонятен и хаотичен на первый взгляд, и конечно же, абсурден. Но это только на первый, неискушенный взгляд! Их творчество часто называют сердитым голосом, проклинающим весь мир за собственную неудавшуюся жизнь. Но это опять же, первый раздраженный взгляд, который легче осуждает, чем присматривается...Мердок - это один из самых ярких примеров тех философов-писателей, чье творчество я считаю самым полноценным сосредоточием всех истин и понятий. Это абсолютно субъективное мнение, переубедить меня невозможно, потому что я не слышу тех, кто говорит об обратном. Именно с ней я на одной волне, мою Вселенную сформировала она и ни одному представителю жанра не удалось впечатлить и заворожить меня настолько, как это смогла Айрис.
*"Под сетью" - один из тех ее романов, который можно смело назвать ровным. Это потрясающая в своей правдивости трагедия жизни, нанесенная на холст густой сетью многоликой иронии. Почему многоликой? Потому что у Айрис ирония никогда не проявляется простым штрихом. Это смесь грустного и смешного, омерзительного и прекрасного, абсурдного и до боли правдивого, что может заключить в себе понятие человек.
Джейк, кто он на самом деле? Заблудившийся в собственном Я слепец, при этом еще и дурной, или все же, растерянный человек, которому не удается (или не хочет?) разобраться в чувствах и желаниях? Его поступки хаотичны, но по какой причине? Да, он не добродетельный и милый герой, но в то же время его нельзя назвать отрицательным, он не антигерой.
Если отойти от картины на несколько шагов, то станет ясной цель художника. Джейк - жертва, оказавшаяся под сетью, накинутой им же самим. Он настолько сосредоточился на себе, что превратился в неразумное существо, глухое и слепое. Он бьется под этой сетью, как рыба без воды, и только со стороны заметна вся тщетность.Сеть, как образ - это, наверно и есть изначальная проблема бытия. Человек оказывается под ней по собственной воле намного чаще, чем по воле случайностей. Он не понимает себя, а уж тем более тех, с кем сталкивается по жизни. Он подбирает совершенно не те ключи к себе, не говоря уже об окружающих. Отсюда и трагедия, на первый взгляд такая комичная...
Все сплошь до конца - потери:
Погоня твоя - за зверем!
В любви изменили все,
Никто не остался верен.
И войны твои - впустую.
Одно хорошо - все минует...74797