Рецензия на книгу
Иные
Александра Яковлева
Аноним5 мая 2025 г.Скучный ромафант под видом современной прозы
Увидела эту книгу в магазине и заинтересовалась аннотацией: Ленинград, 1940 год, у главной героини Ани есть некие сверхспособности, в связи с чем ею интересуются НКВД, а также подозрительный иностранец с искусственной рукой и в загадочной маске... Купила, в общем, потому что был день скидок.
Сегодня вот дочитала. Вернее, заставила себя дочитать.
Сначала я думала, что главная претензия у меня будет к несколько манерному языку в духе толстожурнальной прозы. Этот недостаток сглаживало то, что автор, кажется, старалась (и небезуспешно) воссоздать атмосферу выбранной исторической эпохи.
Однако вскоре язык сделался обычным, а приметы межвоенного периода исчезли из текста. Тут-то и стало понятно, что главная проблема книги в том, что она скучна. Неплохо, грамотно написана, разумно выстроена, но скучна. Совершенно не вызывает эмоций, не заставляет сопереживать никому из героев и не толкает скорее узнать, что же было дальше.
Сюжет таков. Загадочный немец Максимилиан Нойманн, обладающий сверхъестественными способностями, держит в своём замке приют для детей со вроде как особенными способностями. Узнав о способностях Ани, он похищает ее из лап чекистов и привозит в замок. Что происходит между ними дальше, легко догадаться. Кроме того, есть советский следователь, желающий отомстить Нойманну за истребление своего отряда в Мадриде несколько лет назад, и мальчик-еврей, которого гнобят за это остальные воспитанники приюта.
Кстати, об этом последнем. К сожалению, осталось ощущение, что тема страданий евреев при Гитлере используется автором лишь для того, чтобы придать книге иллюзию большей весомости, что ли. Как слёзовыжималка используется, одним словом. На самом деле нет чувства, что автору есть что сказать по этому вопросу. А вот всякого напускного драматизма в книге и без еврейской темы много. Есть много моментов, когда автор пытается выжать из нас эмоции, но лично из меня они не выжимаются, потому что ощущение, что за эмоциевыжимательными словами - пустота.
В общем, герои перемещаются по сцене, совершают какие-то действия, в основном вроде бы и обоснованные прописанными мотивами, но следить за ними совершенно не увлекает, а чувство, что это картонные фигуры в картонной пьесе, с каждой главой всё сильнее и сильнее. К концу лишь нарастает ощущение, что читаешь очередной ромфант про магическую академию, а также девственницу в плену у властного господина, лишь для виду якобы завёрнутый в реалии сталинского времени - да и то не очень тщательно. Нойманна даже два раза сравнивают с драконом -- типичным героем книжек такого рода. В общем, получается обыкновенная (хоть и грамотно написанная) жвачка про межполовую любовь, ревность, месть и прочие неоригинальные вещи, замаскированная под якобы дизельпанк или новаторскую современную прозу на историческом материале.1155