Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

День триффидов

Джон Уиндем

  • Аватар пользователя
    Аноним5 мая 2025 г.

    Я люблю сюжеты про постапокалипсис. Уж не знаю, почему: то ли из-за уничтожения человечества, то ли из-за начала новой жизни. И “День триффидов” принадлежит как раз к жанру фантастики с постапокалипсисом. Да и Уиндема я слышала уже давно, только про другую книгу. И каково же было мое разочарование при чтении этой книги...

    Персонажи. Героев в книге немного. Оно и понятно - “выживших” не так чтобы много осталось. Главный герой Уильям Масен остался для меня непонятным. За весь роман я так и не определилась - тряпка он или Мужчина. Я даже не могу назвать его среднестатистическим мужчиной, настолько он тусклый и “бедный” в плане характера. А вот его спутница Джозелла получилась яркой и неоднозначной. Про других персонажей мне, к сожалению, сказать особо нечего. я не запомнила их, как не могла запомнить и во время чтения. Хочется еще отметить Уолтера, человека, который в своих размышлениях о триффидах показал себя куда более живым, чем главный герой.

    Атмосфера. Атмосфера книги очень сильно схожа с фильмом “28 дней спустя” с Киллианом Мерфи. И, как оказалось, это неспроста. Потому что именно “Днем триффидов” вдохновлялись, снимая этот фильм. Да и некоторые сцены взяты полностью. Только вместо триффидов в фильме зомби. Пустота, одиночество, неопределенность, непонимание своего будущего... Атмосфера в романе довольно гнетущая. А когда описываются сцены с ослепшими людьми, эта бетонная плита обретает “сестру” - чувство ужаса и безгнадеги. Кажется, будто ты сойдешь с ума. Только вот с кем именно - с героями или со слепыми.

    Язык / стиль автора. Написано неплохо. Для меня слишком как-то суховато и оторвано от героев. Но местами попадаются целые куски текста, которые не могут не восхищать. К сожалению, стиль Уиндема для меня слишком обезличен, поэтому я не прониклась ни историей, ни героями. Как будто читаешь отчет о событиях. Хотя в тексте очень много рассуждений, мыслей и эмоций.

    Сюжет / сеттинг. Все началось однажды утром. Уильям проснулся в больнице, где лежал после операции на глаза. Но медсестра не пришла, завтрак никто не принес, да и вообще, судя по звукам, в коридорах больнице творилось что-то пугающее и непонятное. Накануне Земля была “обстреляна” обломками кометы, и ее части, сгорая в атмосфере планеты, порадовали землян необычным “звездопадом” с зеленым светом. Люди всю ночь наблюдали это явления, наслаждаясь его красотой. А утром, тем самым, когда герой проснулся в больнице и никто к нему не пришел, все ослепли. Все, кто наблюдал этот “звездопад”. Зрячих остались единицы - дети, которые уже спали, младенцы, люди, которые по тем или иным причинам не смотрели в эту ночь на небо (были в отключке после пьянки, соблюдали режим или, как герой, после операции на глаза был с повязкой на них). Выйдя из больницы и попав в хаос на улицах Лондона, Уильям спасает еще одну зрячую женщину Джозеллу и вместе с ней пытается выжить. Они находят группу таких же “зрячих”, пытаются влиться, пока не понимают, что глава этой группы первым делом решил восстановить популяцию зрячих людей в обязательном порядке. Они сбежали, расстались, нашлись и все-таки попали в надежное и “демократичное” общество. Почему безопасное? Потому что кроме слепоты на земле еще обитают триффиды. Это ходячие плотоядные растения, которых “открыли” за несколько лет до “слепоты”. И при том, что люди ослепли, эти триффиды стали серьезной угрозой для выживания человечества.

    Для меня история со слепотой не вызвала такого интереса, как история про триффидов. И, если честно, триффиды - единственное, что увлекло меня в романе. И я бы с большим удовольствием прочитала бы историю только про них.

    Финал истории можно назвать открытым. Хоть герои и нашли себе место в изменившемся мире, точного окончания истории героев мы так и не узнаем.

    Интрига. Сюжет слишком предсказуемый. И живи я в 50х годах XX века, то была бы просто в восторге. Но для того, что пересмотрел слишком много фильмов про постапок, сюжет этой книги - клише жанра. Поэтому и не было для меня никакой интриги. Кроме анатомии триффидов.

    Логика. Боже, как же меня бесили все те ослепшие люди, что выходили в окна. В прямом смысле. Я ослеп - я пошел в окно с высоких этажей. И все это случается буквально через пару часов после ослепления населения. Нет, я понимаю, что существуют люди с куда более простенькой и слабенькой психикой, чем у меня. Но сразу же сигать в окна или самоубиваться как-то еще считаю нелогичным. Мало того, некоторые еще принимают такое решение не только за себя, но и за близких. А мой любимый нелогичный момент связан с магазинами. Слепые люди толпятся у разбитых витрин магазинов, бояться влезть в них чтобы не порезать себе животы... Простите, а с дверьми что случилось? Если уж вы на ощупь поняли, что перед вами какой-то магазин, то почему на ощупь не найти и дверь?

    В плане логики в целом роман выглядит нормально. Если не вчитываться и не приглядываться Обоснование появление триффидов несколько фантастическое (но ведь роман и принадлежит к жанру фантастика), их биология прописана неплохо. Но все, что касается людей и их отношения к происходящему выглядит куда более фантастически нелогическим, чем существование плотоядных ходячих растений.

    Удовольствие. Я даже разочарована, потому что делала ставки на этот роман и на Уидема. Я пытаюсь напоминать себе, что роман написан в 1951 году, а для того времени он наверняка был сродни “Войне миров”. С другой же стороны, некоторые классические произведения сохраняют свежесть и актуальность для начитанных и насмотренных людей. В “Дне триффидов” мне понравились только сами триффиды. Все остальное, увы, мимо.

    8
    94