Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дженни Герхардт

Теодор Драйзер

  • Аватар пользователя
    russian_cat4 мая 2025 г.

    Когда в истории Золушки не случилось чуда

    Кто бы мог подумать, что я буду читать вот уже четвертую книгу Теодора Драйзера. Когда-то, в 17 лет, мне в руки попала «Сестра Керри», и она настолько в тот момент оказалась «не ко двору», что после этого я еще 10 лет не возвращалась к автору. Потом был «Финансист», и предубеждение против автора прошло, хотя нельзя сказать, что я полюбила ту книгу. Но затем случилась «Американская трагедия» – и попадание в яблочко, мощнейшее впечатление.

    И вот теперь пришла пора познакомиться с «Дженни Герхардт». Тут со мной уже не произошло того эмоционального взрыва, как с «Американской трагедией», но это снова было удачное чтение, если можно так выразиться. Слушалась книга достаточно спокойно и не всегда мне нравилось то, как это написано, но на протяжении всей истории было о чем подумать и точно не было желания отложить книгу на неопределенный срок и забыть о ней.

    Власть денег, условности высшего общества, неприятие им «выскочек» из бедных семей, какими бы прекрасными качествами они ни обладали, сложности любви между людьми из разных социальных слоев, общая несправедливость жизни, богатство физическое и душевное – все это классические, никогда не устаревающие темы, на которые писали, пишут и будут писать еще много. И всегда есть что еще сказать.


    Добродетель — это великодушие, с радостью готовое служить всем и каждому, но общество не слишком дорожит этим качеством. Оцените себя дешево — вами станут пренебрегать, станут топтать вас ногами. Цените себя высоко, хотя бы и не по заслугам — и вас будут уважать. Общество в целом на редкость плохо разбирается в людях.

    Дженни Герхардт – молодая девушка из бедной многодетной семьи, которую автор наделил разнообразными добродетелями и «наградил» набором несчастий, во многом проистекающих из этих же самых добродетелей. Слишком уж она, Дженни, добра, самоотверженна, бескорыстна, предана тем, кого любит. Все это качества прекрасные, но, когда их возводят в абсолют, начинают напрягать. А добавь к этому еще и чистоту, невинность и наивность – получится человек, практически обреченный на неприятности, если только не найдется кого-нибудь, кто будет этого человека оберегать и лелеять. У Дженни такого человека не нашлось, так что она хлебнула жизни полной ложкой.

    Кстати, наивность Дженни как-то чересчур зашкаливает. Кажется мне, что тут автор переборщил. Когда некий обеспеченный человек проявляет к девушке и ее семье интерес и участие – ладно, это можно счесть за проявление обычной доброты. Когда он подолгу с ней разговаривает и даже гладит по щеке – допустим, она могла воспринимать это как нечто вроде отеческой ласки, ведь он был намного ее старше. Но когда он ее уже чуть ли не усаживает к себе на колени, обнимает и т.д. – не начать хотя бы что-то подозревать мне кажется уже очень странным. Ведь ей не 8 лет было на тот момент, а 18. Конечно, это очень молодая девушка, но уже не ребенок.


    Мягкий, уступчивый, бескорыстный человек всегда становится добычей толпы. Люди издали чуют его доброту и беззащитность.

    Вообще, героиня до некоторой степени напоминала мне Настеньку из сказки «Морозко». Очень уж безропотно готова она выносить все выпадающие на ее долю несправедливости. Да, в некоторых случаях от нее не очень-то много и зависело, но эта мягкая покорность, почти что отсутствие попыток как-то сопротивляться – уже где-то на грани. А вдобавок еще и обыкновение прощать тех, кто причинил боль. И даже самой просить прощения за то, что доставила огорчения. И продолжать любить.


    Любви в этом мире недостаточно, это всякому ясно. Нужно ещё воспитание, богатство, умение добиваться своего и интриговать.

    Вот отец выгнал ее из дому за то, что «опозорила». Оставим в стороне тот факт, что отчасти он сам (да еще некоторое стечение обстоятельств) спровоцировали такой исход событий. Не секрет, что в те времена в подобных случаях вся тяжесть «вины» обрушивалась на женщину, вне зависимости от обстоятельств. Чувствует ли Дженни, что отец поступил с ней несправедливо? Нет, она только расстроена, что из-за нее ему пришлось вынести такое огорчение. Она не держит на него зла и позже, получив возможность, старается облегчить его жизнь, скрасить последние годы, «загладить» свою вину. Закономерно, что остальные дети Герхардта не изъявили никакого желания помогать старику, хотя их из дома никто не выгонял. Всегда найдется кто-то с обостренным чувством долга, на кого остальные и свалят радостно подобные трудности. Классическая история.

    Или вот знакомство с Лестером Кейном. Он сразу попер напролом: вы будете моей, потому что я так сказал. А что же Дженни? Да фактически сразу сдается, хотя и чувствует, что ей не нравится расклад, что она не должна так поступать, что это грозит ей в будущем еще большими проблемами… Но нет, он сказал – она подчинилась. И ведь ей не отшибло мозги безумной любовью, она все сознавала, но… не могла сопротивляться, как будто под гипнозом. Да, были и еще причины, заставившие ее так поступить (и вновь – ее излюбленная жертва собой ради других), но осталось ощущение, что, даже не будь их, она бы все равно сделала то же самое. Да и в дальнейшем, тяготясь своим положением, она предпринимала слабые попытки его изменить, но стоило Лестеру сказать слово – и все. Дженни оставалась, в глубине души все также на что-то надеясь.

    В общем, героиню, пожалуй, жаль, но чувство это двоякое. С учетом всех обстоятельств, жизнь ее еще не так уж плохо сложилась. На большее в реальном мире она вряд ли могла бы рассчитывать. А вот хуже вполне могло быть. Все же тут не сказка о Золушке, чтобы справедливость восторжествовала и «принц» выбрал ту, которая ему действительно по душе.

    Лестер Кейн – тоже в своем роде интересный «субъект». Из тех, что хотят быть самостоятельными и жить своей жизнью, сами принимать решения, из тех, кого вроде бы тяготят условности общества, но… денежки семейные терять очень не хочется. Как и положение в этом самом обществе. А тут сложилась такая ситуация, что или-или. И нужно выбирать. И как же долго он тянет резину, все надеясь, что случится чудо и решать не придется. Хотя уже очевидно всем (и ему самому в глубине души), что решение он давно принял, только откладывает его окончательное выполнение. Иначе уже сделал бы противоположное. Лестер неглуп и по-своему добр, но бросить вызов всему свету – это не про него. Другой вопрос, много ли нашлось бы тех, кто на его месте поступил иначе? Не уверена.

    История довольно неспешная, местами выглядит даже откровенно затянутой из-за того, что по несколько раз повторяются одни и те же мысли на разный лад. Возможно, чтобы дать читателю прочувствовать все сомнения героев, как бесконечно они прокручивают в голове одно и то же, не находя для себя идеального варианта, и как сложно им сделать решительный шаг. Поэтому в итоге получается этакое переливание из пустого в порожнее, которое может раздражать. Начиная читать, нужно быть к этому готовым. Но читать, в любом случае, стоит.

    76
    955