Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чтец

Бернхард Шлинк

  • Аватар пользователя
    Dars14 июня 2015 г.

    «Чтец» – это история о Второй мировой войне, написанная в 1995 году немецким писателем Бернхардом Шлинком, представителем так называемого «второго поколения». Под этим подразумевается поколение детей, рожденных в Германии в последние годы войны или в первые годы после нее. Это поколение оказалось перед непростым моральным выбором: как им вести себя с поколением предыдущим, с поколением, которое чинило страшную жестокость? Имеют ли они право осуждать этих людей? Как примириться с тем, что было в прошлом? Можно ли перевернуть страницу и жить дальше, и не будет ли это предательством по отношению к жертвам войны? Все эти вопросы лейтмотивом звучат в повествовании.
    Но это контекст, в котором разворачивается история. Это, так сказать, общее, а частное вот в чем: 15-летний Михаэль Берг встречает Ханну – уже зрелую женщину, и между ними вспыхивает роман. Но он внезапно обрывается, когда Ханна исчезает из города. Восемь лет спустя, уже будучи студентом юридического факультета, Михаэль снова встречает женщину, которую он когда-то полюбил с такой страстностью. Однако место их встречи отнюдь не располагает к тому, чтобы предаваться романтическим воспоминаниям о былых временах. Он встречает ее в суде, на процессе против нацистских преступников, где Ханна – одна из обвиняемых, бывшая надзирательница концлагеря.
    Книга показалась мне очень тяжелой. Она буквально насквозь пронизана чувством вины и стыда. Как в масштабе целого народа – вина «второго поколения», так и в масштабах частной истории – вина, которую постоянно ощущает Михаэль по отношению к Ханне. И это чувство действовало на меня удушающе. Во время чтения мне порой казалось, что я сама присутствую на этом судебном заседании, в душном, битком набитом зале, где невозможно дышать. Хотелось поскорее вырваться, чтобы вздохнуть полной грудью.
    Кроме того, персонажи и язык. Тут, в общем, все просто: не могу сказать, чтобы персонажи вызывали у меня симпатию. Сам главный герой рассказывает свою историю столь отстраненно, будто это происходило не с ним. Будто он вычитал ее где-то и теперь пересказывает нам. И нельзя сказать, чтобы эта история его самого впечатлила, потому что рассказывает он абсолютно равнодушно, без каких-либо эмоций, будто ему просто нужно заполнить образовавшуюся в разговоре паузу. Эмоциональности не хватило катастрофически. Повествованию, героям, языку. У героев и страсть – какая-то не страсть, боль – какая-то не боль. Единственное, что чувствуется в этой истории в полном объеме, повторюсь, – вина и стыд.
    Язык сродни персонажам: четкий, выверенный, сухой, неэмоциональный. Нет никаких красивостей, ничего такого, за что можно было бы зацепиться. Сухое изложение сухих фактов.
    Но если не брать в расчет эту сухость и удушающую атмосферу, книга мне понравилась. Только из-за этого я не поставила ей пятерку. Но ведь так передать атмосферу, это чувство вины, это ведь тоже мастерство, так? Было интересно взглянуть на восприятие Второй мировой немцами.
    В целом же, история интересна, она полна психологизма и глубоких размышлений о серьезных вещах. Она о вине. О предательстве. Здесь я чуть было не написала «о большом и малом». Но малого предательства быть не может, оно всегда велико и безобразно. О любви двух людей, но в большей степени о конфликте двух поколений, и о том, какие разрушительные последствия несет война.

    7
    9