Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

АХ КУЙ, или История о загадочной и трагичной смерти Павла Петровича, проблемах постмодерна, и о проблемах литературы и литераторов вообще

Владимир Коваленко

  • Аватар пользователя
    Аноним1 мая 2025 г.

    «Ах Куй»: роман о мёртвом писателе, живом страхе и Постмодерне как последнем боге

    «Ах Куй» — амбициозная и честная попытка поговорить о смерти литературы, боге, который живёт в лифте, и России как стране вечного Постмодерна. Это книга, которая хочет быть не просто романом, а событием, манифестом, вызовом, черновиком и поминальным криком сразу. И у неё получается.

    На обложке написано: «история о загадочной и трагичной смерти Павла Петровича», и да, некий Павел Петрович умирает. Даже — таинственно: его тело оказывается разрезано и раскидано по разным лифтам Петербурга. Но очень быстро становится ясно — это не детектив. Это литературный перформанс, где смерть — это не событие, а текст. Сам герой, журналист, крадёт у покойника книгу — «ненаписанный роман мертвого писателя» — и оказывается втянут в метафизическое расследование, в котором участвуют африканские боги, ведомство РосПостмодернНадзора и зловещий денежный человек, с монетами вместо глаз.

    Главное достоинство книги — абсолютная искренность. Коваленко, очевидно, не пытается понравиться. Он ругает издательства, издевается над читателем, но всё это — от боли. Он хочет говорить о вещах, которые не формулируются напрямую: о вырождении литературы, об одиночестве автора, о том, что современность стала слишком шумной, чтобы в ней могли выжить слова.

    Есть неожиданные находки. Петербург как столица смерти, чёрный юмор в сценах с ожившими божками, метафизика «пустоты», которая больше похожа на чувство, чем на философскую категорию. Некоторые главы — особенно финальные сцены с Капиталом — почти притчи. Они остаются в памяти.

    «Ах Куй» очень дерзкая книга. Иногда кажется, что Коваленко борется не только с литературой как системой, но и с самой формой романа. Его книга — живой опыт. Это крик не столько в сторону литературы, сколько в сторону пустоты, из которой литература когда-то возникала. «Ах Куй» — роман о страхе: страхе быть незамеченным, быть никому не нужным, страхе умереть, не успев сказать что-то важное. И в этом — его главная честность. Обязательно прочитайте, если вам интересны постмодернистские игры, которые не прячутся за цинизмом, а играют ва-банк.

    7
    327