Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ученик убийцы

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Sciolist13 июня 2015 г.

    Ну, у меня даже не совсем о книге - скорей обо всей трилогии.

    Книги я оцениваю по странному критерию: если читаешь книгу в общественном транспорте и проезжаешь нужную остановку — значит, книга однозначно хорошая, хорошая на 100%. Книга для меня ценится не жанром, не стилем, не объемом: как по мне, самое главное в книге — увлекательность. Когда книга затягивает тебя с головой, когда ты проваливаешься в нее и выпадаешь из жизни, когда её сюжет снится тебе, когда с нетерпением ждешь перерыва в работе, чтобы прочесть еще несколько страниц. Когда перестаешь замечать неувязки и нелепости (а они практически во всех книгах есть!). Таких книг в моей жизни было всего несколько. И одна из них (конечно, вы будете смеяться) — "Сага о Видящих".

    Эта трилогия неожиданно затянула меня, хотя я начинал ее читать со скептицизмом. Женская фантастика? Женский фэнтези?.. Как ле Гуин и Нортон?.. Фи, плавали, знаем... Что меня затянуло? Герои выглядят на редкость живыми (хотя и не без странностей). Чего стоит герой-рассказчик, несчастный и неуверенный в себе убийца-циклотимик, постоянно колеблющийся между депрессией и эйфорией? Он туповат и (как ни странно для его роли) трогателен. Но, тем не менее, в него легче поверить, чем в типичных фэнтэзийных асассинов, бесстрашных и хладнокровных.

    Также меня привлёк несколько непривычный фэнтезийный мир. Обычно фэнтезийные авторы стараются превзойти остальных в замысловатости и разнообразии, иной раз доходя до сюрреализма и гротеска. Здесь же всё в меру замысловато: нет ни множества разумных рас, ни комшарных чудовищ, ни мозгосносящих описаний волшебства и чародейства. Странные существа и иные цивилизации вроде бы и есть — но их никто не видел, и неизвестно, существуют ли они вообще. Магия есть — но довольно нестандартная, в основном, заключающаяся в бестелесной связи между людьми (или между людьми и животными). Фаерболов, ледяных стрел и полчищ скелетов здесь нет и в помине. Впрочем, они уже изрядно надоели. Примерно до середины трилогия читается как нечто авантюрно-историческое, просто средневековье — но средневековье другого мира.

    Впрочем, самое примечательное, на мой взгляд, явление во всей элдерлинговской эпопее — это Шут. Среди фанатов Робин Хобб одна из любимых тем для дискуссий и срачей — половая принадлежность Шута. Очень многие считают его женщиной. А как по мне, Шут — даже не совсем человеческое существо, нечто вроде полубожества; в нём одновременно есть и мужское, и женское, и детское, и старческое.... Самый запоминающийся, самый интересный и самый непонятный персонаж. Странный трикстер, верящий в то, что может изменить историю (и, как оказывается в итоге, действительно может!). Его (её?) рассуждения о судьбе и предназначении человека, о многовариантности будущего и о плетении ткани действительности я даже записал в свой цитатник. О прошлом, будущем и вообще о биографии Шута говорится крайне мало. Но, к концу эпопеи, постепенно вырисовывается его (её?) настоящий облик: одинокое существо, критически отличное от людей вынужденное жить среди них; все его(её?) друзья умрут — а он(-а?) останется, и история будет формироваться на его (её?) глазах.

    После "Саги о Видящих" есть еще несколько саг, но они уже сильно не дотягивают до первой трилогии. Морская трилогия затянута почти до мучительности, и очень мелодраматична; "Сага о Шуте и Убийце" снова возвращает нас к знакомым героям — но впечатление от нее уже слабое. "Хроники дождевых чащоб" — вообще нечто невразумительное: не происходит ровным счетом ничего, герои лишь плывут по реке и выясняют, кто кого любит. В лучших традициях мексиканских сериалов. Да еще и с яойной линией. И Шута там нет — а без него (неё?) уже пусто и скучно.

    9
    81