Рецензия на книгу
Маскарад лжецов
Карен Мейтленд
Аноним13 июня 2015 г.Приходилось ли вам ловить тот момент, когда влюбляешься? Ту секунду, в которую вспыхивает трепетный маленький огонек любви - он может разгореться в яркое пламя, а может потухнуть от неосторожности. С "Маскарадом лжецов" я внезапно ощутила это неуловимое чувство, когда поймала себя на том, что перечитываю одну и ту же фразу в третий раз. Перечитываю не потому, что не поняла, и не потому, что в ней скрыт особый смысл. Нет, просто именно в этот момент я поддалась тайной магии этого текста, и с каждой страницей это чувство только усиливалось.
Меня загадочным образом привлекают книги о Средних веках - я не хотела бы там жить (боже упаси!), но вот читать об этой мрачной, мистической и легендарной эпохе для меня одно удовольствие. Итак, действие разворачивается в средневековой Англии и уже с первых страниц автор с головой окунает нас в эту атмосферу:
Тот день многие называют злосчастным. Людям нужен определенный день, как будто у смерти есть час рождения, у гибели — миг зачатия. Итак, злосчастным назначили Иванов день 1348 года — чтоб легче запомнить. В тот день люди и скоты сделались ставкой в божественной игре. Он — точка небесного свода, на которой висят весы ада и рая.
Тот Иванов день родился недужным и зябким в густой пелене мороси. Призраки домов, деревьев и сараев маячили в сером полусвете, словно собирались исчезнуть с первым криком петуха. Однако петух не пропел — не заметил, что рассвело. Птицы молчали. Женщины, спешащие подоить коров и задать корм скоту, бодро перекликались, что дождь скоро перестанет и денек будет погожий, как никогда, но сами себе не верили. Молчание птиц пугало. Все знали, что если птицы молчат в такой день — быть худу, однако никто не решался сказать это вслух.
Действительно, ожидания оправдались - именно в этот день в Англию нагрянула morte noire - черная смерть. Чума. В это страшное время каждый ищет свой путь - кто-то решает затаиться и переждать, кто-то молится об избавлении, а кто-то пускается в дорогу. По опустошенной Англии движется странная компания случайных попутчиков, которых, кажется, столкнула сама судьба: старик, продающий фальшивые мощи; менестрель и его ученик; бродячий фокусник; молодая семейная пара; девочка, гадающая на рунах; травница; юноша с лебединым крылом. Куда они стремятся и от чего бегут? У каждого свои страхи и свои надежды, каждый расскажет свою историю, но сколько в ней будет правды? Как доверять своим спутникам, если они погибают один за другим?
Центральная линия в романе, на мой взгляд, психологическая. Каждый из героев хочет узнать как можно больше о других, не раскрывая правды о себе. Никто не смущается, будучи уличенным во лжи, - времена такие, что опасно рассказывать о себе первым встречным. Эта игра в поддавки кажется забавной только до тех пор, пока из-за чужих секретов не начинают гибнуть люди. Ложь во спасение - спасает ли она хоть кого-то? В средневековых декорациях разворачивается почти горьковский спор о правде, о надежде и о лжи.
Сюжетообразующим в данном романе является мотив дороги - герои постоянно движутся, стремятся к далекой цели. Завуалированный спор о жизни, ее цели и смысле, судьбе и выборе, везении и возмездии. Средневековый фатализм, покорность судьбе сталкиваются с попыткой исправить ошибки, поспорить с роком. Отсюда - множество философских рассуждений и споров, множество афористичных высказываний:
— По-твоему, мне хочется жить с одним крылом и одной рукой?
— Пусть так, но не лучше ли мечтать о второй руке? С двумя руками ты станешь как все люди.
— Разве две руки составляют человека?
— Разве два крыла составляют птицу?
Он печально улыбнулся.
— С двумя крылами можно взлететь.
Лучше быть мертвым, чем забытым, ибо, когда вас забывают, считайте, что вы и не жили вовсе.Присутствует и детективная линия, которая, впрочем, довольно легко разгадывается. Кажется, автор и не пытался делать акцент на выяснении виновника событий - пролог и загадочность этого персонажа говорят сами за себя. Однако мотивы его поступков нетривиальны - этого героя даже злодеем трудно назвать, потому что объективно-то он прав. В общем, главная интрига здесь - не кто, а почему творит все эти странные вещи.
27117