Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

О старых людях, о том, что проходит мимо

Луи Куперус

  • Аватар пользователя
    Аноним30 апреля 2025 г.

    И пусть ОНО проходит мимо…

    Боже, какая же скучная книга! И такое количество древних стариков на квадратный метр!


    «Вокруг себя она видела только стариков; думая о детстве, она вспоминала grand-maman Деркс и доктора Рулофса: они были уже старыми, когда она была совсем малышкой».
    «Лот тоже ощущал груз лет окружающих стариков, потому-то у него и развился этот страх перед старением, доходивший до невроза».
    «Она слишком долго жила под одной крышей с древним старцем. У них в доме сразу чувствуешь, как тяжко давит на тебя прошлое».
    «Там жизнь не обновляется... Там – только умирание... там жизнь походит мимо и тоска давит даже на нас, людей молодых».

    Я ничего не имею против темы старения (чего уж там, все там будем), но тут, похоже, они своим количеством давят не только на Лота Пауса (тоже, прямо скажем, немолодого) и его невесту, а потом и жену Элли. В общем контексте было вообще неинтересно читать даже об их отношениях и свадебном путешествии, т.к. особой любви между ними я не заметила: слишком много рассудочных попыток взвесить все за и против. Такое ощущение, что все эти почтенные старцы заразили своим отношением к жизни и молодое поколение.

    Совершенно раздражала матушка Лота, которая в свои 60 лет непробиваемо инфантильна, всё изображает девочку. Нет, ну, может, в окружении 95-98-летних она действительно чувствует себя так, но ее капризно надутые «губки» и налитые слезами «глазки»(именно так в тексте) выглядят абсолютно непривлекательно.

    Роман густо населён, при этом путаешься во всех этих третьих мужьях, женах, детях от второго брака, тётушках, дядюшках и степенях их родства. Достаточно сказать, что героинь сименем Отилия там аж три! Ожидала обещанных аннотацией скелетов в шкафах, но тайну нам автор открыл практически сразу, и она оказалась тайной для некоторых членов семьи, а отнюдь не для читателей. То самое ОНО, роковое событие их молодости, память о котором угнетает, прижимает к земле бабушку и господина Такму, ее давнего друга, деда Элли. Вот уж воистину, «какой ужас, эти страсти из далекого прошлого!»

    Я не знаю, кому пришло в голову сравнить в аннотации Луи Куперуса с  Оскаром Уайлдом. Не вижу ничего общего между этим тягучим повествованием и искрометной прозой автора «Дориана Грея».

    55
    164